Несмотря на высокие результаты, достигнутые в ходе операции по принуждению Грузии к миру, обнаружилось, что у нашей армии плохо со средствами связи, разведки, навигации, приборами ночного видения и другими системами обеспечения боя. Все выявленные недостатки в этой скоротечной военной кампании были известны еще задолго до ее начала. Так, на расширенном совещании 18 ноября 2003 года в Генштабе бывший министр обороны Сергей Иванов, отметив, что процесс старения парка вооружения и военной техники не удалось остановить, указал на недоработки со стороны Управления начальника вооружения ВС. С тех пор прошло почти 5 лет, а воз и ныне там.
Теперь президент Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову подготовить предложения по определению корректив в развитии Вооруженных сил. И в этих предложениях значительное внимание должно быть уделено развитию военной техники, которое не состоялось из-за некачественного обоснования государственных программ вооружения (ГПВ). Почему это происходит?
Известно, что первая российская Государственная программа вооружения на 1996–2005 годы (ГПВ-2005) была утверждена в ноябре 1996 года. Однако она была провалена уже через год из-за недостаточного финансирования. Некоторые военачальники утверждают, что в этот период «удалось как-то сохранить ядро оборонного комплекса страны», но согласиться с ними невозможно. В результате действия ГПВ-2005 система вооружения РФ оказалась на пороге реального кризиса. Потом президентом России в 2002 году была утверждена ГПВ на 2001–2010 годы (ГПВ-2010). Там приоритет отдавался НИОКР по разработкам вооружений следующего поколения. Но из-за экономических «возможностей» государства было принято решение в 2008–2010 годах «сосредоточить максимальные усилия на создании условий для качественно новой системы вооружения будущего». Вместе с тем непрогнозируемый и неконтролируемый рост цен на сырье, материалы, комплектующие и энергоносители оказал отрицательное влияние на выполнение и этой программы. Анализ динамики цен в 2001–2005 годах показал, что их рост на продукцию оборонного назначения опережал увеличение цен по стране в среднем на 50%. Такая ситуация привела к тому, что мероприятия, планировавшиеся к завершению в 2005 году, были сорваны. Отставания в реализации ГПВ-2010 послужили причиной появления третьей ГПВ. На 2006–2015 годы (ГПВ-2015).
Но еще и во время действия ГПВ на 2001–2010 годы обнаружилось, что она не может быть выполнена из-за кризисного состояния ОПК по технологиям, по износу оборудования и отсутствия высококвалифицированных кадров. И только в 2006 году руководству страны вдруг стало абсолютно ясно, что наша оборонка нуждается в перевооружении и переоснащении своей технологической и испытательной базы. По этой причине появляется Федеральная государственная программа развития оборонно-промышленного комплекса на 2006–2010 годы (ФГП-2010), которая должна обеспечить выполнение ГПВ-2015. Правда, нынешнее кризисное состояние российского ОПК таково, что вряд ли можно обеспечить выполнение и ГПВ-2015.
Основным недостатком ГПВ-2010 и ГПВ-2015 является то, что продолжаются производство и закупка устаревших советских образцов вооружений, да еще в незначительных количествах. Не уделяется достаточного внимания космическим средствам разведки, дальнобойным высокоточным средствам поражения в обычном снаряжении, современным системам управления войсками и оружием┘
При этом главный финансист Минобороны Любовь Куделина обещала, что бюджетное финансирование будет направлено «на оснащение соединений и воинских частей постоянной готовности в том числе высокоточным оружием, эффективными комплексами разведки и радиоэлектронной борьбы, АСУ». Она говорила об этом в начале 2006 года. Но события 8 августа 2008 года показали, что подразделения постоянной готовности российской 58-й армии не были обеспечены этими системами. Другими словами, за почти три года после заявления Куделиной практических результатов перевооружения не видно. При том что военный бюджет все время увеличивается, а серьезных результатов перевооружения все еще нет.
Вместе с тем российские рыночные отношения породили инфляцию, с которой наше государство никак не может справиться. Известно, что только за 2006 год поставщики основных видов сырья повысили цены на свою продукцию от 11 до 90%. В итоге себестоимость продукции оборонного назначения (соответственно и цена закупок) выросла на 30%, в то время как средний уровень инфляции по стране был в несколько раз ниже. Такая ситуация свидетельствует о том, что значительная часть оборонного бюджета, выделяемого на выполнение ГПВ и других оборонных программ, попадает в карман поставщикам, для которых гибель наших солдат из-за использования неэффективных вооружений ничего не значит. Нажива в нашем государстве стоит на первом месте, а обороноспособность – где-то в конце.