Грызлов не склонен преувеличивать значения кампании по очистке партийных рядов.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Борьба центрального партийного руководства за повышение партийной дисциплины завела единороссов в тупик. Они так и не разобрались в правилах игры и теперь озабочены скорее защитой членов партии от обещанных «Единой Россией» чисток. Теперь в ЕР считают, что ее целенаправленно дискредитируют.
Единороссы объявили кампанию борьбы за непорочный образ партии в середине июля. Президиум генсовета «Единой России» даже принял тогда процедурное решение – как выявлять и наказывать членов, подрывающих авторитет партии. Региональным политсоветам шести субъектов Федерации – Амурской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Тверской областей и Приморского края – было поручено рассмотреть личные дела отдельных членов и отчитаться перед московским руководством в срок до 15 августа. Впрочем, из-за событий в зоне грузино-осетинского конфликта рассмотрение результатов проверок отложили на сентябрь.
На вчерашнем заседании президиума генсовета секретари региональных политсоветов отчитались по поводу того, какие меры взыскания были применены к единороссам, попавшим в черный список. Секретарь регионального отделения Приморского края Петр Савчук рассказал, что приморские единороссы исполнили рекомендацию высшего партийного руководства даже сверх плана, исключив вместо двух членов девять.
Свердловское региональное отделение понесло потерю лишь в лице одного члена – мэра Нижнего Тагила Николая Диденко. «Поверьте, исключать кого-то из партии очень нелегко. Но ничего не оставалось делать, Диденко фактически расколол и город, и партийную организацию», – признался секретарь регионального политсовета Свердловской области Александр Левин.
А вот в Амурской области вместо проведения кадровых чисток местным единороссам пришлось спасать товарищей по партии от преследования правоохранительных органов. «У нас, напротив, возникла проблема, как защитить членов партии от кампаний по дискредитации в отношении них», – сообщил секретарь регионального отделения Амурской области Николай Швец. По его словам, местным единороссам буквально пришлось спасать от уголовного преследования мэра города Свободного Роберта Каминского, который был уличен прокуратурой в превышении должностных полномочий.
«С рядом решений региональных политсоветов мы согласились. По ряду региональных организаций рассмотрение перенесено на октябрь для дополнительного изучения личных дел партийцев», – рассказал глава Центральной контрольно-ревизионной комиссии Сергей Попов. Было решено повременить с выводами в отношении трех региональных политсоветов – Тверского, Алтайского и Иркутского.
По словам Попова, шесть региональных организаций были выбраны неспроста – в качестве показательной акции для отделений во всех остальных регионах. «Это не просто рассмотрение персональных дел отдельных партийцев. Это ведь был сигнал для всех региональных отделений в целом заняться повышением качества кадровой работы», – отметил Попов.
Правда, стоит учитывать, что через партийный фильтр будут пропускаться лишь видные единороссы. «Речь идет о людях, занимающих видные посты, своими действиями дискредитировавших партию. Они должны попасть в поле зрения местных политсоветов», – констатировал руководитель Уральского Межрегионального координационного совета Игорь Баринов. «Президиум не может всякий раз быть пожарной машиной. Важно, чтобы работа по улучшению партийной дисциплины велась на постоянной основе», – резюмировал глава регионального департамента исполкома «Единой России» Валерий Гальченко.
По мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, никакие партийные чистки и исключение нарушающих партийную дисциплину кандидатов при сохранении данного курса на добровольно-принудительное объединение всей номенклатуры под вывеской партии «Единая Россия» не могут дать реального партийного единства в условиях объективно существующей в регионах экономической, межличностной конкуренции, социальной и иной неоднородности.
«Курс на принудительное вступление в «Единую Россию» всех представителей региональной элиты, занимающих значимые посты и представляющих основные экономические группы влияния, не может не вести к тому, что реальная конкуренция во многих регионах приобретает внутрипартийный характер и противоборство одних членов ЕР с другими становится следствием неоднородности местных сообществ, которую невозможно отменить партийными постановлениями», – убежден Кынев.