Президент призвал своих гостей ничего не бояться.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Дмитрий Медведев провел встречу с представителями бизнеса, в ходе которой заверил, что события на Кавказе не приведут к милитаризации и огосударствлению экономики. В условиях конфронтации с Западом государство намерено четко отстаивать позиции российского бизнеса.
Изначально в графике президента значилась встреча с членами РСПП, однако мероприятию придали больший масштаб. В Большой Кремлевский дворец пожаловал весь цвет российской бизнес-элиты. Состав принимающей стороны был традиционный – компанию президенту составили первый вице-премьер Игорь Шувалов, помощник президента Аркадий Дворкович, а также глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин и его первый зам Владислав Сурков.
Вся четверка пребывала в самом радушном настроении, чего было не сказать о предпринимателях, настороженно вжавшихся в кресла. Видимо, не все были в курсе повестки дня, и это неведение действовало угнетающе. Страхи бизнесменов развеял Медведев, который первым делом совершил турне вокруг стола и лично поздоровался с каждым бизнесменом.
Церемония длилась несколько минут и внесла разлад в ряды участников мероприятия. Поздоровавшись с главой государства, бизнесмены уселись за стол, в то время как чиновники, вытянувшиеся во фрунт, дожидались, пока сядет президент. Часть представителей бизнеса запоздало вернулась в вертикальное положение и, как выяснилось, не напрасно – Медведев как раз предложил почтить память погибших в авиакатастрофе в Перми.
Во вступительном слове президент сконцентрировался на внешнеполитической тематике. Подробно перечислив преступления «тбилисского режима», он сообщил, что другого пути, кроме как военного, решить эту проблему не было. «Иного приказа как Верховный главнокомандующий я отдать не мог, – словно оправдываясь, подчеркнул президент. – Любой лидер государства, которое ценит себя, поступил бы точно так же». Президент плавно перешел к сути: «Конечно, любой военный и политический кризис неизбежно создает экономические проблемы и трудности для ведения бизнеса. Знаю, что вас беспокоит вопрос, как дальше будут развиваться экономические связи с европейскими странами и США». Медведев заверил, что государство приложит все усилия, чтобы защитить собственность российского бизнеса за рубежом. Во внутренней политике в связи с осложнением отношений с Западом никаких изменений произойти не должно. «Смены приоритетов не будет, – отметил Медведев. – Нам не нужна ни милитаризация, ни огосударствление экономики».
Выступавшие следом представители бизнеса неизменно поздравляли президента с прошедшим днем рождения и желали успехов «как внутри страны, так и в глобальном масштабе». «Мы всегда находили в вашем лице человека, который не только понимает проблемы бизнеса, но часто идет впереди наших намерений и пожеланий», – заявил глава РСПП Александр Шохин. Президент оставил последнюю сентенцию без внимания.
Время, отпущенное Шохину на выступление, Медведев посвятил собственным делам. Очевидно, понимание государства и бизнеса достигло тех высот, когда каждый заведомо в курсе чаяний своего партнера. Сначала президент скрупулезно изучал перечень бизнесменов, с которыми только что здоровался. Затем вырвал лист из блокнота и написал записку Дворковичу. Посредниками между президентом и его помощником выступили Нарышкин и Сурков. Через некоторое время записка проделала обратный путь, и ее содержание вызвало у Медведева легкий приступ смеха.
Тем временем Шохин во всю мощь ораторских способностей говорил о тревожных для российской экономики тенденциях и опасениях со стороны бизнеса. «Российская экономика оказалась в условиях серьезных и новых вызовов, – констатировал президент РСПП. – Фондовый рынок падает, наблюдается отток капитала, острая нехватка ликвидности в банковской системе. Цены на углеводороды и многие базовые товары российского экспорта падают, усиливается инфляционное давление». По словам Шохина, российский бизнес может столкнуться с трудностями при выходе на внешние рынки. Западом могут быть введены специальные дискриминационные меры, направленные против России, в результате чего целый ряд секторов экономики окажется «в зоне повышенного риска». Шохин выступил с идеей создания «своего рода страхования политических рисков».
Судя по реакции Медведева, государство готово к самому худшему сценарию развития событий. «Если нам будут пытаться закрывать выходы на те или иные рынки, мы понимаем, какие последствия это будет иметь, – сообщил президент и уверенно добавил: – Никакой катастрофы ни для государства, ни для здесь сидящих не произойдет. В какой-то степени это лишь подтолкнет развитие внутреннего рынка». Опасения бизнесменов по поводу санкций в отношении России также не вызвали обеспокоенности у президента. «Санкции – это обоюдоострое оружие, – отметил Медведев. – Давить на Российскую Федерацию при помощи санкций бессмысленно. У нас не такая система управления, чтобы это могло привести к изменению внешней политики. Это в банановой республике, наверное, можно закрыть пару каналов, и после этого ситуация будет драматической. У нас она такой не будет». В голосе президента появились угрожающие нотки: «Если кто-то будет предпринимать санкции, потери будут носить симметричный характер. Вряд ли это кому-то нужно». Дальнейшее обсуждение экономических проблем проходило за закрытыми дверями.