Кокойты слегка погорячился на заседании Валдайского клуба.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Члены Международного дискуссионного клуба «Валдай» вчера стали свидетелями взаимоисключающих заявлений главы Южной Осетии Эдуарда Кокойты. Утром он сообщил о желании своей республики войти в состав РФ. Но уже через пару часов сам себя решительно опроверг. А вечером это опровержение закрепил Владимир Путин, заявивший, что Москва не рассматривает вопрос о вхождении Южной Осетии в состав России.
Южная Осетия твердо намерена войти в состав России, сообщил отечественным и зарубежным политологам глава республики Эдуард Кокойты. «Да, безусловно, мы войдем в состав России и не собираемся делать какую-то независимую Осетию», – передает агентство «Интерфакс» его слова.
Объединение с Северной Осетией, подчеркнул президент Южной Осетии, означает «восстановление исторической справедливости, ибо осетинский народ был разделен против своей воли. Для лидеров Северной и Южной Осетии будет иметь большое значение объединение двух народов. Проблема нашего разделенного народа – скорее гуманитарная, а не политическая», – убеждал он удивленных таким поворотом событий экспертов.
После чего Кокойты откровенно поделился с политологами подробностями своего противостояния уговорам западных экспертов, предлагавших, оказывается, Южной Осетии уговорить Северную выйти из состава России: «Нам предлагали в свое время, особенно западные эксперты и политологи, чтобы мы уговорили Северную Осетию выйти из состава России. Нам обещали даже признание раньше, чем Косово, если мы убедим Северную Осетию выйти из состава России». Доводов за присоединение у оратора оказалось более чем достаточно. И он с удовольствием назвал главный: республике это необходимо, «чтобы сохраниться как народу, сохранить свою культуру, свой язык, свою историю». Президент республики даже углубился в историю, повторив в очередной раз сакральный тезис: «Надо знать традиции народов Кавказа – мы остаемся верными клятве, которую дали наши предки в 1774 году, когда единая Осетия вошла в состав России». И многозначительно напомнил об отсутствии документа, «который свидетельствовал бы о добровольном выходе Южной Осетии из состава России». Кокойты также проинформировал собравшихся, что его республика давно собиралась подать иск в Конституционный суд РФ, «чтобы доказать свою правоту в этом вопросе».
Не успели пораженные политологи переварить услышанное, как президент Южной Осетии снова возник перед ними, и это был другой человек. Его речи ничем не напоминали утренних откровений: «Видимо, меня неправильно поняли. Мы не собираемся отказываться от независимости, доставшейся нам ценой колоссальных жертв, и Южная Осетия не собирается входить в состав России», – такая цитата появилась на лентах информагентств спустя час после первого сообщения.
Лидер республики терпеливо дезавуировал одно за другим свои прежние заявления: «Да, многие в Южной Осетии говорят об объединении с Северной Осетией в составе России, и никто не может запретить высказывать подобные мысли. Но Южная Осетия не собирается входить в состав России и намерена выстраивать со всеми государствами цивилизованные межгосударственные отношения в рамках международного права». Кокойты тепло поблагодарил Россию за то, что она спасла его народ, и заверил старшего брата: «Мы намерены выстраивать с Российской Федерацией самые тесные межгосударственные отношения». Оказывается, Кокойты имел в виду совсем другой сценарий сближения: «Мы планируем установить более тесные отношения с Россией путем вхождения Южной Осетии в состав союзного государства России и Белоруссии».
Между тем представитель Южной Осетии в Москве Дмитрий Медоев сообщил «НГ», что журналисты неправильно поняли Эдуарда Кокойты. «Он всегда говорил о независимости Южной Осетии, но не о присоединении ее к России», – заметил Медоев.
Высокопоставленный источник «НГ» в Государственной Думе, близкий администрации президента, сообщил по поводу неожиданного самоопровержения Кокойты следующее: «Кто-то попросил его пока молчать. И так на нас все косо смотрят...» Источник подтвердил, что проект с объединением не вызывает идиосинкразии в Кремле: «Это один и тот же народ – аланы... Хребет их разъединяет, но тоннель соединяет».
Член политсовета партии «Справедливая Россия» и бывший член комитета Госдумы по геополитике Алексей Митрофанов тоже считает, что главе республики «посоветовали: такие вещи так не делаются. И что нельзя сейчас таким образом взрывать международную обстановку» – «иначе Запад увидит в этом шаге аннексию и тогда озвереет».
Кокойты, по словам Митрофанова, «порекомендовали молчать, чтобы не подрывал обстановку, чтобы Запад за это не ухватился: «Это МИДовский современный подход – они не хотят осложнять ситуацию».