Полномочия и структуру Общественной палаты предполагается расширить, чтобы она могла более активно участвовать в законотворческой деятельности. В ближайшие несколько лет экспертиза проектов общественниками обойдется российскому бюджету в 250 млн. руб. Соответствующий документ в Думу уже внесен. Разрешение Кремля на его принятие, по данным «НГ», получено.
Депутаты из фракции «Единая Россия» Владимир Груздев и Андрей Макаров предлагают существенно расширить полномочия Общественной палаты. Общественники смогут проводить экспертизу важных проектов законов, например, касающихся прав собственности. ОП также получит право обращаться к органам госвласти с запросами, и ответы на них станут обязательными. У секретаря палаты Евгения Велихова появятся заместители. Поскольку в документе не определено, в каком точно количестве, то, судя по всему, в том, какое будет необходимо.
Таким образом, ОП станет еще больше похожей на некий квазипарламент. Раньше депутаты Госдумы делали все, чтобы этого не допустить, но теперь они вынуждены выступить с соответствующей законодательной инициативой. Ведь с такими просьбами делегация общественников обращалась к Дмитрию Медведеву, получив от него поддержку своим планам. И даже Минфин не смог оказать ОП существенного сопротивления. В проекте правительственного заключения только и указано, что на 258 млн. 54 тыс. руб., вроде как необходимых для осуществления ОП новых полномочий с 2008 по 2011 год, нет «необходимых расчетов и обоснований».
Интересно, что расширение руководящей номенклатуры в рядах общественников через проект Груздева–Макарова проходит крайне незаметно. Например, о нем ничего не сказано в пояснительной записке, да и в самом тексте его сразу не углядишь. Есть всего лишь небольшая поправка к той статье закона об ОП, которая расписывает, что должно быть в ее регламенте. Сейчас в этой статье значится, что в регламенте должны быть прописаны «полномочия и порядок деятельности секретаря Общественной палаты РФ». И туда просто предлагается дописать – «и заместителей секретаря». И в другую статью, где значится, что на первом заседание ОП избирается ее секретарь, добавляется – «и его заместители». При этом никакого указания на их количество нет, все подробности можно будет найти только в регламенте ОП, который она сама и меняет как хочет. Можно предположить, что скоро общественники если и не победят депутатов ГД, у которых более десятка вице-спикеров, то по крайней мере соперничать с ними в этом деле будут вполне достойно.
Что же касается расширения законотворческого потенциала ОПРФ, то тут можно говорить, что до получения настоящего права законодательной инициативы общественникам осталась всего пара шагов. Напомним: в России даже не все госорганы обладают таковым – например, ни одно министерство или ведомство, ни Генпрокуратура и ее Следственное управление. У ОП такого права пока тоже нет, но скоро уже появится возможность получать в обязательном порядке все подготовленные проекты законов и иных нормативных актов. И если раньше у общественников была обязанность подвергать экспертизе только те документы, которые связаны с ограничением или лишением свободы граждан РФ, то теперь они займутся и любыми вопросами, касающимися ограничения или лишения права собственности. Причем вне зависимости от того, кого лишают или ограничивают – физическое или юридическое лицо. И совсем уже узурпацией полномочий народных избранников выглядит предоставляемое в проекте Груздева–Макарова Общественной палате право направлять в госорганы свои запросы. И на них, как и на депутатские, необходимо будет дать ответ по существу не позднее 30 дней, причем ответить может только сам руководитель органа власти или в крайнем случае исполняющий его обязанности заместитель.
Стоит отметить, что к появлению в стране, по сути дела, еще одного депутатского корпуса, который все время будет надоедать своими требованиями, в правительственных ведомствах отнеслись явно не благодушно. По тому же проекту заключения кабинета министров видно, что, скажем, Минфин потребовал доработки законопроекта, Минюст – согласился только с учетом выполнения его концептуальных замечаний. А Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ его вообще не поддержал. Однако виза Государственного правового управления президента на документе уже стоит. Поэтому, как стало известно «НГ», Владимир Груздев и Андрей Макаров в ближайшее время свою инициативу отзовут, поправят выявленные в ней шероховатости и снова внесут ее в Госдуму. После чего уже ничто не будет мешать существенному усилению статуса ОПРФ.