Проблемы международного права и трудности обеспечения мировой безопасности вчера были запланированы к обсуждению на пресс-конференции члена Совета Федерации Василия Лихачева. Тема была заявлена следующим образом: «Надо ли спасать международное право?» Конференцию отменили столь же неожиданно, как и назначили.
Тема выглядела горячей: накануне президент Дмитрий Медведев на встрече с руководителем Франции Николя Саркози обратил особое внимание на усовершенствование системы международной безопасности и права: «Что касается неэффективности системы безопасности, то совершенно очевидно: это связано именно с тем, что в кризисных ситуациях эта система дала сбой, именно в силу своей однобокости и однополярности, именно в силу желания решить возникающие кризисы за счет навязанных решений, за счет тех решений, которые принимались с подачи одного государства. Надо действовать в рамках международного права. Именно поэтому я считаю крайне важным подготовку новых подходов к обеспечению международной безопасности».
Эти новые подходы заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев прояснил вчера в беседе с корреспондентом «НГ»: «Еще с древних времен в праве фигурирует латинский лозунг – пусть гибнет мир, но торжествует закон. И всегда считалось, что право – это максимальная императивная категория, обеспечивающая господство, пусть даже ценой человеческих жизней». Однако «сейчас, в эпоху глобализации, – заметил Лихачев, – лозунг надо менять: закон должен не только торжествовать, но и сохранять мир».
Лихачев поддержал «вывод президента относительно эффективности действующих структур международной безопасности»: этот вывод «адекватен тем процессам, что происходят в международном пространстве». По словам собеседника «НГ», одной из проблем международного права можно считать сложности толкования его норм: «Необходимо выработать единый источник толкования. Сейчас правоприменительная практика такова, что страны трактуют принципы и нормы как им угодно». И при этом «именно Россия сегодня должна взять на себя функцию опекуна международного права».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко уверен – международное право, безусловно, нуждается в модернизации, «только пока неясно, с каких позиций это делать». Как отмечает Малашенко, чтобы говорить о международном праве, необходим мировой консенсус. Однако, по его словам, «мы сейчас даже не в начале этого процесса, а только-только к нему подступаем». Сегодня, по словам эксперта, международное право игнорируется: «В мире сейчас работает право сильного».
Малашенко удивлен позицией Лихачева: «Опекать международное право не может никто. Ведь как только какая-то из стран начнет активно участвовать в этом процессе, то это государство неизбежно будет это делать в своих интересах. Ни о каком объективном участии говорить в этом случае не приходится». Вместе с тем Малашенко уверен, что игнорировать проблемы международного права нельзя: «Невозможно не влезть в этот вопрос. Иначе мы в итоге придем к тому, что государства будут жить по собственной воле, игнорируя интересы других стран».
Между тем идеи модернизации и особой опеки норм международного права беспокоят некоторых экспертов. Вице-президент Ассоциации международного права, профессор Олег Хлестов убежден: «Отменить нормы мирового закона – значит отбросить человечество в прошлое, в ту эпоху, когда войны были нормальным способом решения конфликтов». По оценке профессора, президент Медведев принял решение об усовершенствовании системы европейской безопасности исходя из того, что важную роль там играет НАТО, которая, однако, не выполняет своих обязательств: «Например, Североатлантический союз применил вооруженную силу против Югославии в нарушение всех норм мирового законодательства».
Однако, уверен Хлестов, идеализировать систему международного права по меньшей мере наивно. И, действительно, есть проблема толкования закона: «Конечно, компромиссные решения между странами иногда ведут к нечеткости формулировок. Но ведь есть институты, которые позволяют эти проблемы решать». Профессор убежден, что международное право менять нельзя, что, однако, не отменяет стремления к повышению его эффективности.
Как сообщил «НГ» источник в администрации президента, в Кремле обеспокоены попытками приписать российскому руководству готовность нарушить нормы международного права. Этим занимаются, по словам источника, не только критики позиции России, но и те, кто эту позицию поддерживает. По мнению источника, международное право – абсолютная ценность.