Морозов уверен: единственное, на что готовы пойти европейцы, – отложить переговоры о новом договоре между ЕС и РФ.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Представители партий, заседающих в Госдуме, едины в положительной оценке последствий признания Россией суверенитета Абхазии и Южной Осетии. Основная мысль всех рассуждений одинакова: наша страна показала себя настоящей державой и все теперь понимают, что игнорировать ее невозможно. В рядах внепарламентских структур существует большее разнообразие точек зрения.
Первый вице-спикер Олег Морозов, например, вообще не увидел никаких отрицательных последствий, даже несмотря на усложнившиеся отношения России с Западом. Он сразу же отметил, что реакция, в частности Евросоюза, оказалась «неожиданно адекватной». То есть не произошло ни «наказания России», ни «публичного раскола в рядах ЕС, хотя кулуарные расхождения там, конечно, присутствуют». Положительным моментом посткризисного периода, по мнению депутата, является то, что у нашей страны еще раз появился повод предложить Европе все-таки заняться строительством новой системы безопасности, что как раз и сделал Дмитрий Медведев. По словам Морозова, самым позитивным следует признать то, что «в действиях России все-таки возобладал принцип «своих не сдаем»: «Мы уже устали от всяческих политесов и танцевальных па, которые раньше выделывала наша внешняя политика».
Интересно, что и представитель «Справедливой России» Геннадий Гудков произнес почти те же слова. Замруководителя фракции СР сообщил «НГ», что главным он видит такой итог: «На Кавказе наконец наступила ясность». Правда, Гудков уверен, что ускоренное признание Абхазии и Южной Осетии сделано напрасно. «Надо было привлечь к дискуссии на эту тему международное сообщество, и я точно знаю, что такие планы у руководства РФ были», – заметил он. Однако, сообщил Гудков, давление Запада заставилоРоссию с признанием поторопиться. Глава думского комитета по делам СНГ Алексей Островский (ЛДПР) тоже не видит никаких минусов в той ситуации, которая сложилась после 26 августа. Более того, даже в отказе европейцев проводить сейчас очередной раунд переговоров о новом договоре с Россией он видит только плюс: «Тем самым мы увидели истинное лицо некоторых наших партнеров. Что же касается странной позиции стран СНГ, которые долго не могли сформулировать свое публичное отношение и к войне, и к ее последствиям, то Островский успокоил: это, по его словам, нормальная реакция руководителей стран, у многих из которых тоже есть проблемы типа абхазской или югоосетинской. Коммунисты видят точно такие же положительные последствия кризисной ситуации на Кавказе. Например, зампред думского комитета по госстроительству Виктор Илюхин в беседе с корреспондентом «НГ» отметил, что Россия показала: «У нас есть самостоятельная внешняя политика и просто так, без нашего участия, международные проблемы решать невозможно». Правда, потом Илюхин добавил, что игнорировать Россию нельзя не потому, что она стала такой уж сильной, а скорее из-за того, что «это просто большая страна». Илюхина насторожило заявление Австралии о том, что она не станет нам продавать уран: «А ведь наших запасов ядерного топлива не так много". По его мнению, не исключено, что это и есть начало тех самых санкций.
В регионах мнения также разделились. Коммунисты в Ханты-Мансийске настроены весьма решительно. По словам лидера регионального отделения Олега Поздеева, «одобряя признание независимости, я удручен тем, что наше руководство не довело военную операцию до конца и военного преступника Михаила Саакашвили не нейтрализовала, то есть не арестовала». Коммунист уверен: Россия сейчас должна четко следовать своей стратегической линии и не идти на уступки.
В свою очередь, элдэпээровцы в регионах политикой вообще не озабочены. Лидер отделения либералов в Курской области Сергей Иванов утверждает: «Нас сейчас интересует, как идут уборочные мероприятия сахарной свеклы. А приезд Саркози для нас второстепенен».
Внепарламентские партии по-разному оценивают и сам югоосетинский конфликт, и вчерашний приезд в Россию Николя Саркази.
Единственная структура, решительно осудившая действия Кремля, – «Союз правых сил». Лидер СПС Никита Белых сообщил «НГ»: «Мы выступили резко против признания в одностороннем порядке независимости Южной Осетии и Абхазии со стороны России», – отметил политик. Этот поступок российских властей приведет в конечном итоге к изоляции в международном пространстве. Очередной приезд французского президента и его интерес к югоосетинскому конфликту, по словам Белых, «понятен и объясним»: «Он единственный из европейских политиков, кто не ограничился заявлениями, а принял самое действенное участие. Его репутация и имя поставлены на карту в рамках российско-грузинского конфликта. Те плюсы, которые он получил, выступая миротворцем, сейчас обращаются в минусы для его имиджа, ведь план по отводу войск не выполняется», – подчеркнул лидер СПС.
Лидер «Гражданской силы» Михаил Барщевский считает нападение Саакашвили на мирное население нецивилизованным поведением. Что же касается признания Южной Осетии и Абхазии, то это, по словам собеседника «НГ», вынужденный шаг со стороны России: «Раз вынужденный, то правильный». По словам политика, «в международном праве есть две доминанты: это право наций на самоопределение и принцип территориальной целостности. Понятно, что эти доминанты находятся в непримиримом противоречии между собой. Я сторонник такой теории: в том случае, если нации угрожает физическое уничтожение или принудительная ассимиляция, то доминирующим становится принцип права нации на самоопределение. Если нации ничего не угрожает, ни физически, ни культурно, то доминирующим является принцип территориальной целостности». Поэтому, подчеркнул Барщевский, до тех пор, пока Саакашвили не начал уничтожать мирное население, у Южной Осетии и Абхазии не было достаточных оснований отделения от Грузии. Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин также считает, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии – это вынужденный шаг. «Но это может быть крайне опасным, так как Россия – это страна, у которой очень много потенциальных геополитических рисков. Принимая решение о независимости, мы дали козыри многим территориям. Поэтому сейчас надо думать, как свести опасность к минимуму», – уверен яблочник.