Похоже, вчера Дмитрий Медведев и Николя Саркози сделали очередной шаг к взаимопониманию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Россия и ЕС согласовали дополнительные меры по реализации «плана Медведева–Саркози». Об этом вчера заявил президент России Дмитрий Медведев по итогам переговоров с французским коллегой Николя Саркози. По словам Медведева, согласован вывод всех российских сил с пяти постов на линии Поти–Сенаки. Россия обязуется «вывести все свои силы из зон, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, в течение 10 дней после развертывания там международного механизма». В свою очередь, Саркози сообщил, что 1 октября в зону грузино-югоосетинского конфликта будут направлены 200 наблюдателей ЕС. В перспективе их число может быть увеличено. Кроме того, французский лидер передал Медведеву письмо президента Грузии Михаила Саакашвили с обязательствами неприменения силы против Южной Осетии и Абхазии. Сообщается также о скором начале международных дискуссий по безопасности на Кавказе. Они пройдут 15 октября в Женеве.
Вчерашние переговоры по Грузии с участием президентов России и Франции Дмитрия Медведева и Николя Саркози вышли далеко за рамки согласованного графика. Европейцы поставили перед собой задачу заставить российских военных покинуть Грузию. По оценкам Франции, на территории непосредственно Грузии по-прежнему находятся около тысячи российских военных. Москва неоднократно утверждала, что выполнила все взятые на себя обязательства.
Встреча Медведева с Саркози, несмотря на достигнутые договоренности, прошла в негативном для Москвы информационном контексте: вчера в Международном суде ООН в Гааге начались слушания в связи с иском Грузии к России, которую Тбилиси обвиняет в нарушении международной Конвенции об устранении всех форм расовой дискриминации. Кроме того, накануне США подвергли «серьезному сомнению надежность России в качестве международного партнера» и подтвердили свою поддержку режиму Саакашвили, которого российские власти поспешили объявить «политическим трупом».
Важные договоренности
Нынешний визит Саркози в Москву существенно отличался от предыдущего. Медведев принимал своего коллегу не в Кремле, а в загородной резиденции «Майндорф». Журналистов было намного больше, чем 12 августа, когда Саркози в первый раз приезжал в Россию в качестве миротворца. Небольшой замок оказался просто не в состоянии разместить столько людей и пресс-центр соорудили прямо на садовых клумбах.
Саркози прилетел в Москву в качестве действующего председателя Евросоюза. Компанию ему составили председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и Высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.
Многие ожидали изменения тональности переговоров на более негативную. Со времен обнародования шести пунктов плана Медведева–Саркози обстоятельства серьезно изменились: Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, а Евросоюз, осудив действия России, заморозил переговоры по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Однако заявления двух лидеров на совместной пресс-конференции после 4-часовых переговоров продемонстрировали, что стороны готовы к компромиссам.
Оба президента подтвердили свою приверженность плану, разработанному 12 августа. Вместе с тем план Медведева–Саркози был конкретизирован. В частности, стороны договорились о выводе всех российских миротворческих сил с пяти постов на линии от Поти до Сенаки включительно максимум в течение семи дней. А также полный вывод российских миротворческих сил из зон, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии на линии, предшествующей началу боевых действий. Вывод должен быть осуществлен в течение 10 дней после развертывания международных механизмов, включая не менее 200 наблюдателей от Евросоюза, которое должно произойти не позднее 1 октября 2008 года. Медведев добавил: признание двух республик – окончательное и бесповоротное: «Это решение носит безотзывный характер».
Проблемы с планом
Разное прочтение и понимание плана Медведева–Саркози Москвой, Тбилиси, Евросоюзом и Вашингтоном представляло до сих пор серьезную проблему. Прежде всего речь идет о пятом пункте плана, который гласит: «Вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий. До создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности».
Европейцы придают особое значение первой фразе. Москва, в свою очередь, предпочитает вторую, более расплывчатую. Ссылаясь на нее, Россия обосновывает присутствие в зоне безопасности вокруг Южной Осетии нескольких сотен миротворцев.
Как отмечает Александр Храмчихин, эксперт Института политического и военного анализа, Россия сама «нарисовала себе буферные зоны, куда входит даже Поти, который находится довольно далеко от границ Абхазии». Политолог напоминает: по сценарию миротворческой операции Поти не входил в зону российской ответственности. Однако указывает, что с точки зрения военных, это очень важный район: «Мы блокируем порт, чтобы через него не поступало в Грузию оружие. Речь идет о расширении зоны безопасности».
Россия вывела большую часть войск, указывает эксперт в интервью «НГ», причем не только с территории Грузии, но и с территории Абхазии и Южной Осетии, вернув их в Россию. «Естественно, нужен некий буфер, чтобы можно было бы их вернуть обратно в случае необходимости». И здесь, отмечает Храмчихин, «начинается юридическая казуистика»: и мы, и Запад вкладываем разный смысл в понятие отвода войск.
Российская сторона продолжает настаивать на том, что текст плана, который подписал президент Грузии Михаил Саакашвили, отличается от того, который был подписан президентами России и Франции. Министр иностранных дел России Сергей Лавров вообще назвал «подлогом» текст, подписанный Саакашвили.
Российская трактовка
В официальной российской трактовке план Медведева–Саркози выглядит следующим образом.
Первый принцип – а именно: «не прибегать к использованию силы» – адресован прежде всего грузинскому руководству, и его реализация целиком зависит от Тбилиси и тех, кто его поддерживает. Второй принцип, предполагающий окончательное прекращение всех военных действий, также касается режима Саакашвили. Главное, как поясняет МИД РФ, «удержать Тбилиси от новых военных авантюр и не допустить перевооружения режима» (хотя, как утверждают российские власти, это перевооружение уже началось).
Третий принцип – о свободном доступе к гуманитарной помощи. Каких-либо препятствий на ее пути с российской стороны не существует, заявляют в Москве. Четвертый принцип, требующий возвращения вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации, то есть в казармы, заслуживает, по мнению Москвы, особого внимания. Необходимо, чтобы свою роль в обеспечении строгого выполнения данного принципа сыграла Миссия ОБСЕ в Грузии.
Пятый принцип состоит из двух частей. Что касается вывода ВС РФ на линию, предшествующую началу боевых действий, то, как заявляют российские власти, этот процесс завершен. «Все введенные в Южную Осетию для отражения грузинской агрессии подразделения наших вооруженных сил возвращены на территорию России, за исключением тех, которые находятся в Южной Осетии в ответ на просьбу ее руководства для выполнения функций поддержания мира. Кроме того, российские миротворческие силы, как это и предусмотрено во второй части пятого принципа, принимают дополнительные меры безопасности. В этих целях сформирована зона безопасности вокруг Южной Осетии, режим которой в настоящее время обеспечивается постами российских миротворческих сил общей численностью до 500 человек», – говорится в соответствующем заявлении МИД РФ.
С пятым принципом тесно увязан шестой – начало международного обсуждения путей обеспечения прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии. Такое обсуждение, как отмечают российские дипломаты, активно идет в ОБСЕ, где недавно было принято решение о направлении в состав Миссии ОБСЕ в Грузии дополнительно до 100 военных наблюдателей. При этом Россия готова к дальнейшему увеличению их числа. Функции военных наблюдателей ОБСЕ, по мнению Москвы, должны концентрироваться на патрулировании зоны безопасности с особым вниманием к ее внешнему периметру. Кроме того, в зоне безопасности целесообразно обеспечить международное полицейское присутствие, которое могло бы быть развернуто по мандату ОБСЕ с опорой на возможности Евросоюза. Предстоит согласовать на международном уровне режим этой зоны, прежде всего – параметры ее демилитаризации.
Согласование всех конкретных аспектов эффективного режима в зонах безопасности, как подчеркивает Россия, должно быть оформлено юридически и подкреплено подписанием грузинской стороной с Южной Осетией и Абхазией документов о взаимных гарантиях неприменения силы.
Что подписал Саакашвили?
Вариант шести принципов, который подписал Михаил Саакашвили, содержит искажение шестого пункта, подчеркивают в Москве. Президенты России и Франции договорились о задаче обеспечить безопасность Южной Осетии и Абхазии. Саакашвили же подписал текст, в котором говорится об «обеспечении безопасности в Южной Осетии и в Абхазии». То есть полностью изменен смысл этого пункта.
Кроме того, Саакашвили подписал документ без преамбулы, в которой отмечалось среди прочего, что шесть принципов получили одобрение президентов России и Франции. Для Москвы эта преамбула имеет особое значение, поскольку по сути подтверждает, что Россия – посредник, а не сторона в конфликте. Последними являются Грузия, с одной стороны, и Абхазия и Южная Осетия – с другой.
Стоит вспомнить, что президент Грузии подписал российско-французский план после получения сопроводительного письма от Николя Саркози, юридическую силу которого Москва не признает. Документ содержит разъяснения Саркози по пятому принципу. В письме, датированном 14 августа, как уже сообщала «НГ», Саркози отмечает, что «дополнительные меры безопасности можно будет применить только внутри зоны глубиной в несколько километров от административной границы между Южной Осетией и остальной частью Грузии, причем таким образом, что они не затронут ни одного значительного городского центра». По словам Саркози, «эти дополнительные меры безопасности» будут заключаться в патрулях российских миротворцев «на уровнях, установленных существующими договоренностями, а остальные российские силы отойдут на позиции, занимаемые ими до 7 августа».
Россия и Европа способны к компромиссам
Последние заявления Медведева и Саркози имеют важное значение. Договоренности о посылке наблюдателей ЕС позволяют более предметно говорить о создании международных механизмов. А именно от их создания зависит то, когда российские миротворцы смогут покинуть грузинскую территорию. В данный момент согласовывается мандат наблюдателей ОБСЕ. Россия считает важным, чтобы ОБСЕ также приняла решение о создании международной полиции, причем ведущую роль в этом вопросе, как рассчитывает Москва, сыграет Евросоюз. Международные механизмы должны также предусматривать согласование режима зоны безопасности, включая ее демилитаризацию. Неотъемлемой частью этого режима, как уже заявляла Россия, должен стать документ о неприменении силы. Письмо Саакашвили о таких гарантиях может открыть путь для подписания желаемого документа. Едва ли Москва согласится ограничиться в этом вопросе лишь письмом нынешнего грузинского лидера.
После визита в Москву Николя Саркози вылетел в Грузию. Нельзя исключать, что, как и в прошлом случае, могут возникнуть разночтения по поводу последних договоренностей Медведева и Саркози.
Как сообщает агентство AFP, если после переговоров с Медведевым кризис не удастся урегулировать, Евросоюз должен будет занять более жесткую позицию по отношению к Москве. А именно – рассмотреть возможность создания Европейского центра по закупкам газа. Об этом предупредил глава МИД Франции Бернар Кушнер. Также в списке возможных санкций фигурирует отмена саммита Россия–ЕС, намеченного на 14 ноября.
Вариант «плана Медведева–Саркози», подписанный Михаилом Саакашвили, – без преамбулы и с искаженным шестым пунктом. |