К началу нового учебного года Министерство образования решило «расширить изучение творческого наследия» Александра Исаевича Солженицына в школе. Специалисты предлагают использовать произведения писателя в курсе отечественной истории – для характеристики советской эпохи. Планируется начать знакомство с творчеством Солженицына с 5-го класса. Рекомендации уже разосланы во все субъекты РФ. Эксперты отмечают несовместимость произведений писателя и учебника по отечественной истории под редакцией Александра Данилова.
В начале августа премьер-министр Владимир Путин на встрече с министром образования и науки Андреем Фурсенко заявил о необходимости доработать учебные программы и полне ее представить в них творчество Александра Солженицына. В первых числах сентября коллектив Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования разработал методические рекомендации по расширению изучения творчества писателя. Существующая практика, по мнению специалистов, «должна быть расширена и обогащена новыми подходами».
«Фигура А.И.Солженицына слишком значима и масштабна, чтобы быть неизвестной школьникам┘ Педагогами представление о личности и творчестве Солженицына дается зачастую фрагментарно», – утверждают авторы 10-страничной пояснительной записки к рекомендации. Поэтому в Минобразования советуют внедрить произведения писателя помимо учебного курса литературы в курсы русского языка и истории.
Жизнь и произведения Солженицына предлагается изучать в рамках новейшей истории России ХХ – начала ХХI века в 9-м и 11-м классах. Авторы идеи считают, что «Архипелаг ГУЛАГ» можно частично включить в тематические блоки курса – «СССР в послевоенные годы», «Реформы Хрущева», «Брежневская эпоха» и другие. «В теме «Перестройка» произведения А.И.Солженицына помогают понять процесс подъема национального самосознания, общественной активности и гражданских инициатив┘ Произведения писателя – уникальный источник для осмысления особенностей советского общества в эпоху масштабных перемен, специфики демократизации общественной и политической жизни страны», – говорится в рекомендации Минобразования.
Помимо этого отмечается, что творчество Солженицына «довольно сложно для понимания школьников 5–9-х классов, но к ряду миниатюр «Крохотки» можно обратиться на уроках внеклассного чтения уже в среднем звене». Также произведения писателя рекомендуют использовать в курсе русского языка: в качестве материала для проверочных диктантов и источника примеров авторских неологизмов и аббревиатур советского периода.
С рекомендацией Министерства образования одними из первых познакомились в органах законодательной власти. «Думаю, что в Министерстве образования не совсем понимают, что у школьников может развиться шизофрения: одновременно они изучают «Архипелаг ГУЛАГ», и на уроке истории им говорят, что Сталин – эффективный менеджер. Но поскольку Солженицын как писатель существенно сильнее автора учебника истории, поэтому скорее его оценка сталинских репрессий останется в головах учеников», – говорит депутат Мосгордумы и член президиума Федерального экспертного совета по образованию Евгений Бунимович. По его мнению, «Архипелаг ГУЛАГ» можно вполне изучать на уроках истории, так как это «документальное произведение, построенное на воспоминаниях тысяч людей».
Некоторые считают рекомендации Минобразования неадекватными. «Художественное произведение и история – это совершенно разные вещи. В первом всегда заложена оценка автора, потому детям будут навязывать определенное понимание истории. Кроме того, Солженицын не летописец, в принципе редкое произведение может претендовать на полную историческую правду», – утверждает депутат Государственной Думы Олег Куликов.