Федерация независимых профсоюзов России и Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в среду проведут общероссийскую акцию протеста, требуя остановить повышение цен на топливо. Эксперты, однако, склонны полагать, что это лишь громкий пиар-ход.
Во всех регионах России 10 сентября профсоюзы выступят с лозунгом «Нет росту цен на топливо». Митинги и пикеты ФНПР проведет перед зданиями органов власти и у представительств крупных топливных компаний.
В беседе с корреспондентом «НГ» один из региональных организаторов акции, Илья Вяткин, отметил, что поводом для подготовки к акции протеста стало то, что за год рост цен на топливо в среднем составил около 40%. Основным намерением проводимого мероприятия, по словам Вяткина, можно считать привлечение внимания к проблеме и поиск компромисса с руководством страны. Однако конкретный ответ на вопрос, каким же будет реальный механизм снижения цен, если ФНПР все же добьется их снижения, член профсоюза не дал. «Для нас главное – это выйти на диалог и там найти какой-то выход, который устроит обе стороны. Но я уверен, что после акции действия точно будут предприняты: либо со стороны антимонопольной службы, либо со стороны правительства». Привлечь к себе внимание ФНПР старается изо всех сил: за два дня до митинга они соберут пресс-конференцию, где расскажут о каких-то подробностях планируемой акции.
Эксперты, однако, к акции относятся скептически. Директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает, что ФНПР сейчас находится в состоянии кризиса, и грядущий протест, по его словам, не что иное, как борьба за повышение статуса.
Напомним: независимые от Шмакова профсоюзы в последнее время одерживают все больше побед в битве с работодателями. Достаточно вспомнить о недавней победе профсоюза на заводе Ford. Требования там выдвигались вполне конкретные (повысить зарплату на 10%), и положительный результат был быстро достигнут.
Кроме того, среди независимых профсоюзов сходную с ФНПР акцию планирует провести одно из отделений СОЦПРОФа. Однако оба союза объединять усилия не планируют. По словам сопредседателя федерального координационного совета СОЦПРОФа Сергея Храмова, акция ФНПР не несет в себе реальной цели снизить цены на топливо: «ФНПР отстаивает интересы тех организаций, где топливо казенное. Например, водителю с автобазы совершенно безразлично, сколько стоит бензин».
Храмов уверен, что требование снизить цены на топливо гораздо актуальнее в среде водителей-дальнобойщиков: «Они машины чаще всего покупают в лизинг. Иначе им просто не заработать. Хотя с таким долгом и ценой на бензин им вообще нет смысла заниматься своей работой». Собеседник «НГ» отметил, что Межрегиональный профсоюз водителей профессионалов (МПВП) планирует провести акцию, потребовав при этом отменить акцизы на топливо. «У меня есть все основания думать, что правительство участников акции послушает, ведь если 50 машин длиной 25 метров каждая будут двигаться по федеральной трассе со скоростью 20 км/ч, то сыгнорировать данный протест невозможно», – считает Сергей Храмов.
Однако политолог Сергей Минченко все же не исключает возможности, что и акция ФНПР окажет нужное воздействие на руководство страны. «У нас уже и так произошло небольшое снижение цен, по крайней мере на авиатопливо, поэтому я не исключаю ситуацию, когда государство включит рычаги управления и вынудит нефтяные компании снизить цены на топливо», – полагает эксперт. Результаты митинга, считает Минченко, не заставят себя долго ждать: «Уже через две-три недели после 10 сентября станет видно, чем являлась эта акция: пиар-игрой или элементом серьезной борьбы ФНПР за права трудящихся». Акция, по словам эксперта, может иметь успех: есть шанс, что правительство соберет у себя руководство крупных нефтяных компаний и цены на топливо потребует снизить. «На мой взгляд, стоимость бензина слишком спекулятивна и вовсе не обусловлена рыночной ситуацией».
Директор Института коллективного действия Москвы Карин Клеман также считает, что во многом действия ФНПР – лишь пиар. «Их требование слишком абстрактно. И потом, цены на топливо – это далеко не основная проблема трудящихся». Тем не менее эксперт не отрицает актуальность и серьезность вопроса. «На мой взгляд, поводом для акции можно считать недовольство водителей в регионах, они обеспокоены ценой бензина», – считает Клеман. Эксперт привела в пример мировой опыт забастовок: «Есть случаи, когда водители блокировали автострады, чтобы добиться снижения цен через понижение нефтяного налога».
Тем не менее, оценивая акцию ФНПР как «не ветер, а реальное недовольство», эксперт сомневается в действенности подобного события. «Нужна целенаправленная кампания, а не однодневный выход на улицу».