Новые региональные профсоюзы набирают вес: на днях рабочие Всеволожского завода Ford добились нового повышения зарплаты. Между тем успехи независимых от Шмакова организаций внушают беспокойство и предпринимателям, и властям, и профбоссам-государственникам.
В беседе с корреспондентом «НГ» председатель автомобильного профсоюза Алексей Этманов сообщил, что переговоры с руководством корпорации прошли вполне мирно: «Мы вышли на разговор с начальством завода, и они поняли, что пришла пора повышать зарплату. К тому же не надо забывать про инфляцию». По результатам этой беседы заработок сотрудников увеличен на 8–10%.
Председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию Вячеслав Глазычев убежден: невзирая на внутриструктурные сложности, за профсоюзами будущее. Прежде всего в смысле решения кадровой проблемы. И здесь, по словам эксперта, крупным компаниям в борьбе за кадры повезет больше: «Корпорации, понимая, как остро стоят вопросы конкуренции, быстрее смогут выйти на диалог с профсоюзами. Особенно если последние будут учитывать во всех своих заявлениях совокупность реальных возможностей, а не просто требовать повышения зарплат в три раза, что, может, и справедливо, но технически вряд ли возможно».
Пока, однако, независимые профсоюзы видят свою задачу именно в повышении зарплаты и улучшении условий труда – их не слишком заботят кадровые проблемы предпринимателей. А беспокоит их прежде всего невозможность договориться с последними. Сопредседатель федерального координационного совета СОЦПРОФа Сергей Храмов предлагает разделить все профсоюзы на две категории: «Наши сограждане всех россиян делят на группы «мы» и «начальство». Наш профсоюз – это «мы», а профкомы ФНПР (официальные профорганизации, существующие на предприятиях. – «НГ») – «они». Храмов уверен, что «карманные» профсоюзы не стоят на страже интересов рабочих.
Собеседник «НГ» привел пример: недавно в якутской компании АЛРОСА возникло региональное отделение СОЦПРОФа, нацеленное на защиту водителей. Шоферы, требуя достойных условий труда, направили письмо президенту Дмитрию Медведеву и руководству АЛРОСА, где изложили свои требования, и объявили голодовку. Начальство оперативно среагировало: был дан приказ организовать согласительную комиссию. Работники акцию прекратили, но дирекция вдруг заявила, что переговоры проводить не намерена. Тогда профсоюзом 30 августа была организована забастовка. А вчера утром, по словам Храмова, лидер бастующих Валентин Урусов был «схвачен какими-то лицами, якобы из Наркоконтроля, закован в наручники и увезен в город Мирный до выяснения обстоятельств дела». Собеседник «НГ» убежден, что подобные меры применяются только в отношении независимых профсоюзов: «В «карманных» же все правосудие схвачено».
Кроме того, Храмов убежден, что все акции федерального профсоюза не имеют под собой никакой реальной цели: «Во всех протестах Шмакова нет второй стороны. Непонятно, против чего они бастуют или пикетируют». «Мы в своих требованиях всегда против кого-то, чаще всего против руководства компании, и мы этого не скрываем. Адресат должен быть обязательно».
Тем не менее Храмов отметил положительный аспект существования корпоративных профсоюзов: «Они дают путевки. А когда дело доходит до отстаивания зарплат и достойных условий труда, то нужны мы». Вячеслав Глазычев, отмечая, что противоречия между двумя профсоюзами сейчас неизбежны, уверен в то же время: «Рано или поздно договариваться все равно придется».