Муртазе Рахимову вряд ли приходится рассчитывать на переизбрание.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Нынешняя волна скандальных публикаций, связанных с ситуацией в республике, выглядит явной аномалией. «НГ» попыталась разобраться в сути происходящего.
Таких политических долгожителей, как президент Башкирии Муртаза Рахимов, в российской политической элите осталось немного. И главным «секретом» этого долголетия являются отнюдь не целебные свойства кумыса. Удерживать кресло руководителя республики Рахимову позволяли два фактора. Во-первых, долгое время башкирбаши удавалось убеждать федеральный Центр в своей незаменимости. Во-вторых, благостный в целом информационный поток из республики демонстрировал стабильность муртазаевского правления и благополучность региона на фоне многих других. И вдруг – такой скандал┘
Все началось в начале этого года, когда главу администрации президента Башкортостана Радия Хабирова пригласили на работу в Москву. Назначение, как утверждают, было согласовано с Муртазой Губайдулловичем, который на тот момент никаких возражений не имел. Приглашение выглядело логично: в 2004 году Хабиров возглавлял республиканский штаб Владимира Путина, на последних парламентских выборах – «Единой России», на президентских – Дмитрия Медведева и все кампании провел на достойном уровне. То есть продемонстрировал потенциал к росту. Казалось бы, вопрос решен. Оставалось только ждать назначения.
Однако в середине июня ситуация резко изменилась. С подачи премьер-министра РБ Раиля Сарбаева Рахимов отстранил главу своей администрации от должности, башкирская прокуратура поспешила возбудить против Хабирова уголовное дело, а местная (и не только) пресса поспешила представить того чуть ли не отцом башкирской коррупции! Башкирское отделение «Единой России» тоже поторопилось исключить Радия Хабирова из своих рядов.
Впрочем, массированный наезд на экс-главу администрации РБ оказался эффектным только в части черного пиара. Федеральное руководство «Единой России» восстановило Хабирова в партии, сам он подал множество и уже выиграл несколько исков против СМИ, уголовное дело рассыпалось само собой. В результате 28 августа Радий Хабиров был утвержден в должности руководителя департамента по взаимодействию с Госдумой, Советом Федерации и партиями управления по внутренней политике администрации президента РФ. А председатель ЦИКа «Единой России» Андрей Воробьев четко продемонстрировал позицию влиятельной партии власти, заявив, что уверен в соответствии Хабирова новой должности: «Я его знаю как человека подготовленного, специалиста. Уверен, что на этой важной позиции он справится».
Что же произошло? Почему началась кампания против человека, которому Рахимов, по мнению СМИ, обязан своим переизбранием в 2003 году? Почему до сих пор подконтрольные президенту республики СМИ продолжают фабриковать анекдотические факты о Хабирове? По мнению экспертов, ближний круг убедил президента Башкирии, что Хабирова готовят на смену Рахимову.
Эту версию для большей убедительности подбросили ряду СМИ. Особенно старался Урал Муртазаевич Рахимов, у которого давно был зуб на Хабирова. Еще в 2005 году, когда сын башкирбаши поссорился с отцом в вопросе правообладания акциями компаний башкирского топливно-энергетического комплекса, Радий Хабиров выполнил распоряжение президента РБ, в результате которого контрольные пакеты акций шести основных предприятий башкирского ТЭКа вышли из-под контроля Урала Рахимова (куда до этого попали незаконным путем). Урал не простил.
Почему же реакция башкирских правителей оказалась такой болезненной? Это объясняется не только чувством мести. В следующем году президенту Башкортостана исполнится 75 лет. Рассчитывать на переизбрание Муртазе Губайдулловичу вряд ли стоит. И надежды поставить «своего человека» тоже немного.
Это обстоятельство очень беспокоит клан Рахимова, самыми заметными фигурами которого являются сын президента Урал и премьер РБ Сарбаев. Они опасаются за свое будущее. И бояться действительно есть чего: Урал Рахимов не первый год ходит под серьезными уголовными делами, да и с преобразованием государственной собственности в семейные активы вопрос еще решен не до конца.
Не лучше ситуация и у Сарбаева. Всего 3 года назад он был переведен из зауральского башкирского городка Сибая, где трудился главой горадминистрации, на скромную должность начальника теруправления «Россельхознадзора». Проработав там всего две недели, он был назначен┘ министром имущественных отношений Республики Башкортостан. А сравнительно недавно – премьер-министром республики. Причину головокружительной карьеры Раиля Сарбаева можно обнаружить в его виртуозном обращении с федеральной собственностью и рейдерских умениях. Перечисление его «подвигов» на этой ниве легко обнаружить в открытых источниках. И они поражают воображение.
Есть и другие сложные для башкирской власти вопросы, которые в любой момент могут начать задавать компетентные органы. За время правления Муртазы Рахимова крупнейший в Европе нефтехимический комплекс республики, способный перерабатывать до 50 млн. тонн нефти, работал на «странные» фирмы, зарегистрированные в байконурском офшоре. Ущерб бюджету страны от этих сделок составлял десятки миллионов долларов в год. Излишне говорить, что попытки выяснить, кто является счастливым обладателем прибыли, приводят к Уралу Рахимову. По оценкам СМИ, на махинациях с нефтью предприимчивые люди могли зарабатывать около 100 млн. долл. в месяц! Естественно, такие деньги не обходятся без криминала. Здесь уместно вспомнить нашумевшее дело кингисеппской группировки. В нем фигурировали три трупа – людей, причастных к башкирской нефтянке.
Вспомнить можно еще многое. Но эта последняя история может стать и последней каплей. Ведь она, по мнению политолога Александр Кынева, «выглядит как публичное поражение Муртазы Рахимова, которое он сам себе организовал».