В Цхинвале все спокойно.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Цхинвал возвращается к обычному своему распорядку. Среди разрушенных домов – вновь открывшиеся магазины. В городе больше нет длинных очередей за хлебом, там теперь можно купить все – от шампуня до дисков с фильмами. По улицам больше не ездят танки, людей в камуфляже все меньше, их сменяют строители.
Сами жители города в честь 1 сентября празднично приоделись. Некоторые девочки были одеты в коричневую советскую школьную форму. А вот мой собеседник Тимур Вовк рад, что попрощался с формой, правда, военной: «Наконец-то все закончилось и люди стали ходить в штатском». Тимур недавно устроился на работу экономистом, но теперь, по его словам, все стало с ног на голову. Ему удалось вывезти из здания своего ведомства только два компьютера, большая часть архивов теперь восстановлению не подлежит. «Сейчас я как специалист пока не очень нужен. Временно исполняю обязанности водителя начальника, потому что тот был сильно ранен», – рассказывает Тимур. На центральной площади города собралось несколько десятков мам и бабушек с первоклашками. Дети рисовали мелками и пели в караоке, а их матери обсуждали, что же будет в Цхинвале дальше.
Эдуард Кокойты рассказывал жителям города о том, как он видит будущее этой страны, стоя у стен разрушенного здания парламента: «Россия признала независимость Южной Осетии, и это восстановление исторической справедливости. Мы уверены, что в ближайшее время ряд стран Европы и Азии сделают то же самое, мы в этом не сомневаемся, потому что на нашей стороне правда», – сказал президент, дословно повторив часть тирады Владимира Путина.
Он также сообщил, что в грузинских селах близ Цхинвала до сих пор остаются диверсионные группы, поэтому на территории страны будут произведены зачистки. Речь идет именно о тех населенных пунктах, откуда, по утверждению Кокойты, грузинские войска обстреливали российских миротворцев. Но он также подчеркнул: «Мы не собираемся создавать в Южной Осетии мононациональное государство. И я даю соответствующие гарантии всем грузинским гражданам, которые жили там до конфликта и не принимали в нем участия». Однако, по словам одного из жителей Цхинвала, грузины не собираются возвращаться в покинутые дома.
«Соседка-старушка просит меня найти осетин, которые хотели бы переехать сюда, поменяться домами. Ее дочери из Грузии сюда переезжать не хотят, а одна она оставаться не хочет», – рассказывает Валерий. Он говорит, что его семья в хороших отношениях с этой женщиной и ей нечего бояться.
Цхинвал