Вчера глава Росприроднадзора Владимир Кириллов подписал представление об увольнении своего заместителя Олега Митволя. Документ должен был завизировать министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев. Митволь считает, что его отставка может быть связана с теми многочисленными исками, которые он подавал против видных чиновников и крупных компаний. Оценкой происходящих событий и планами на будущее Олег Митволь поделился с корреспондентом «НГ».
– Олег Львович, в чем суть вашего конфликта с руководством ведомства?
– Это надо спросить у моего руководителя. Причины увольнения мне неизвестны. Вообще, к этим событиям я отношусь философски. Вопрос об увольнении стоит уже три года. И потом, расстрел – только в первый раз страшно. На мой взгляд, если основная проблема окружающей среды в России состоит в увольнении Митволя – его, то есть меня, надо уволить. Я думаю, причин со мной расстаться очень много. Я удивлен, что до сих пор не уволен. Ведь гораздо легче избавиться от меня, чем решать те проблемы, которые я создавал крупным компаниям на протяжении всей моей работы в Росприроднадзоре. Обратите внимание на то, сколько исков я подал.
– Возможно, еще одна причина – в вашем неуживчивом характере? На заре своей деятельности в Росприроднадзоре в интервью «НГ» вы сказали, что у вас «бульдожья хватка», которая нравится не всем.
– Мне все говорят, что с моим характером сложно сладить. Наверно, поэтому сейчас у меня нет никаких кадровых перспектив.
– Вы хотите сказать, что вам еще не поступили предложения о трудоустройстве?
– Нет, мне ничего не предложено.
– Однако, если все-таки вас уволят, что планируете на будущее?
– Я на эту тему еще не думал. В Росприроднадзоре мне было интересно работать. Но то, что происходит сейчас, назвать работой невозможно.
- Почему?
– Мне не нравится нездоровая обстановка в ведомстве. Сейчас выгоняют специалистов, годами работавших в Росприроднадзоре и имеющих колоссальный опыт. А нарушители закона каким-то образом регулируют свои проблемы, не доходя до суда. После путешествия господина Кириллова на вертолетах и катерах по Байкалу основные претензии к загрязнителям озера были сняты. Так что мне тут делать нечего.
– Вы за свое будущее спокойны?
– Абсолютно. Пойду, например, водителем в «НГ». Возьмете?
– Возьмем с радостью, но зарплата будет существенно меньше, чем вы, наверно, получали.
– Не уверен. Мне платили порядка пятидесяти тысяч рублей в месяц. В Москве сейчас водители столько зарабатывают.
– А как же статус?
– Я уже из всего этого вырос. Я доктор наук, автор патентов, эксперт международных экологических организаций. Амбиции я удовлетворил. Сейчас я хочу интересную работу, а не красиво звучащую должность.
– Финансовый аспект важен?
– Если я отсюда все-таки уйду, то финансово я выиграю. Пятьдесят тысяч – это не та зарплата, потеряв которую надо переживать. Проблема в том, что у нас многие чиновники уходят на государственную службу, а потом становятся главами крупных инвестиционных фондов. Я, к сожалению, а может, и к счастью, взяток не брал, свои личные вопросы на работе не решал. Поэтому возвращаюсь в ту же историю, из которой ушел четыре с половиной года назад.
– Может, вас уволили, потому что взяток не берете?
– Все может быть. Жена мне говорит, что я просто время потерял, и все. Она считает, что все, кто был со мной, достигли высот и в работе, и в финансах, а я служил государству, которое, впрочем, потом сказало, что я не нужен, и выбросило меня на помойку. Жена ведь в этом права. Я боролся за государственные интересы – и так меня отблагодарили. Но я не расстраиваюсь. Просто хочу философски дождаться окончания этой истории и тогда уже решать, что делать дальше.
Наиболее громкие иски, инициированные Олегом Митволем
Росприроднадзор с подачи Митволя оценил ущерб, причиненный Ижевским машиностроительным заводом реке Иж, в 68 млн. руб. Митволь также подал иск компании «Черномортранснефть»: замглавы Росприроднадзора потребовал возместить ущерб, причиненный в результате аварии по факту загрязнения реки Рубас нефтепродуктами. Громкое дело по иску против «Евраза» Митволем было выиграно: суд обязал компанию выплатить компенсацию ущерба, причиненного окружающей среде, в размере 121 млн. руб.