Власти Латвии задумали запретить трансляцию в стране российских телеканалов. Об этом свидетельствуют высказывания заместителя председателя Национального совета по радио и телевидению (НСРТ) Даце Буциниеце о «возможности» такого шага. Опрошенные «НГ» эксперты не сомневаются, что речь идет о стремлении изолировать население от информации из России и продемонстрировать солидарность с Тбилиси.
В самом НСРТ слова его зампреда наделали немало шума, и председатель НСРТ Абрам Клецкин в интервью «НГ» не подтвердил и не опроверг слов своего заместителя. По словам Клецкина, он заявления не видел и не совсем понимает, в чем дело.
«Во вторник Буциниеце выйдет на работу, и я постараюсь выяснить, что она имела в виду», – сказал глава совета.
Высказывание высокопоставленного чиновника из НСРТ не осталось незамеченным и в Ассоциации вещательных организаций республики. Там его восприняли крайне негативно. Исполнительный директор АВО Гунта Лидака в интервью «НГ» подчеркнула, что введением подобного запрета НСРТ напрямую вмешается в деятельность коммерческих вещательных организаций.
«НСРТ теоретически может запретить ретрансляцию российских программ. Но это будет удар в первую очередь по латвийским фирмам – тот же Первый балтийский канал занимается ретрансляцией программ Первого канала России, – сказала Лидака. По ее словам, запрет того или иного телеканала был бы невозможен без мощной политической поддержки. Она убеждена, что и само заявление носит политический оттенок: таким образом представительница НСРТ могла попытаться углубить раскол между латышской и русскоязычной общинами страны.
Разговоры о прекращении вещания российских телеканлов в Латвии велись и раньше. Правда, их инициаторами обычно становились депутаты Сейма от ультраправых партий. В то же время представители НСРТ этот вопрос никогда раньше не поднимали.
«Российские телеканалы «несвободны идеологически» и не влияют положительно на интеграцию латвийского общества», – сказал в интервью «НГ» политолог Иварс Йиябс. По мнению эксперта, влиянию российского телевидения в Латвии подвержены не только русскоязычные жители, но и латыши.
«Российские телеканалы намного богаче латвийских, они могут позволить себе делать и закупать такие передачи и фильмы, на которые у ЛТВ никогда не будет денег, – говорит политолог. – Поэтому они пользуются популярностью у всего населения республики». В то же время Йиябс считает, что запрещать трансляцию российских телеканалов в Латвии было бы глупо. По его мнению, необходимо давать людям альтернативу. «Запретом проблему не решишь, это не метод XX века, – говорит он. – Нужно дать людям альтернативу. Возможно, стоило бы переводить на русский язык наиболее интересные латышские телепрограммы. Просто дернуть рубильник – слишком примитивный и не очень эффективный ход», – подчеркивает эксперт.
Но наиболее резкая оценка последовала от главы Союза журналистов Латвии Юриса Пайдерса, который уже готовит письмо с протестом, адресованное НСРТ. «Посягательство на российские каналы – это попытка ввести цензуру, что запрещено Конституцией Латвии, – считает Пайдерс. – Согласно европейским документам, человек имеет право на разнообразие информации. Такой шаг означал бы, что Латвия идет к тоталитаризму. Этот шаг даст возможность властям закрывать неугодные передачи любых стран».
Пайдерс тоже не сомневается, что в деле существует сильный политический подтекст. «Совершенно очевидно, что цель возможного запрета – навязать грузинскую точку зрения по поводу событий на Кавказе, – считает эксперт. – Западные каналы необъективно отражают российско-грузинский конфликт, так что запрет на российские каналы в данном случае привел бы к формированию неадекватной картины у большинства населения страны.
Рига