В этом году в России внесены поправки в законы, касающиеся нефтегазовой деятельности на российском шельфе. На практике эти поправки приведут к тому, что частные российские нефтегазовые компании будут вынуждены работать на нашем шельфе только в сотрудничестве с «Газпромом» или «Роснефтью», а также искать возможность приложения своих сил на зарубежном шельфе или в таком закрытом водоеме, как Каспийское море.
В создавшейся ситуации у частных российских компаний может возникнуть интерес к шельфу Шпицбергена, входящему в состав Западно-Арктической шельфовой нефтегазоносной провинции. Прогнозные ресурсы только ее российской части составляют порядка 20% мировых запасов углеводородов. Предполагаются запасы углеводородов также и на шельфе Шпицбергена. По оптимистичным прогнозам они могут равняться 5–6 млрд. тонн условного топлива.
С международно-правовой точки зрения режим территории архипелага и прилегающих к нему морских пространств, которые по норвежской методологии составляют в совокупности 865 тыс. кв. км, имеет неурегулированный характер. Эта неурегулированность сводится к тому, что Парижский договор 1920 года о Шпицбергене, участниками которого являются 40 стран, предусматривает установление определенного режима в зоне его действия в соответствии с положениями этого международного соглашения. Норвегия же установила там режим без должного учета его положений (в частности, еще в 1963 году в законодательном порядке было объявлено, что на шельфе архипелага действуют те же правила, что и на шельфе континентальной части страны).
С экономической точки зрения суть расхождений по шельфу сводится к тому, что налоговое законодательство континентальной Норвегии предусматривает выплату компаниями в казну государства 78% доходов, получаемых при разработке месторождений континентального шельфа этой страны, а по Парижскому договору этот уровень на порядок ниже, и, кроме того, налоги должны использоваться исключительно на нужды архипелага. Поворотным моментом в выяснении вопроса о режиме шельфа архипелага станет открытие в зоне действия Парижского договора пригодного к эксплуатации месторождения нефти или газа. В этом случае российским компаниям для осуществления работ на шельфе Шпицбергена понадобится база. А такой базой могут служить земельные участки и инфраструктура треста «Арктикуголь».
В случае организации работ на архипелаге российской частной нефтяной компании придется столкнуться со сложными юридическими проблемами, отражающими неурегулированный характер режима Шпицбергена. Однако игра может стоить свеч – при буровых разведочных работах на уголь, проводимых трестом еще в середине 90-х годов, из скважины, пробуренной на одном из принадлежащих ему горных отводов, пошел конденсат весьма высокого качества. До сих пор трест не нашел партнера для бурения там полноценной разведочной скважины на нефть и газ.
Вполне естественно, что у российских государственных нефтегазовых гигантов руки не доходят и вряд ли дойдут до Шпицбергена. Реализация же проекта на архипелаге позволит российской частной компании получить базу для эффективного участия в добыче углеводородов в той части Западно-Арктической шельфовой нефтегазоносной провинции, которая подпадает под действие договора о Шпицбергене, в случае обнаружения там пригодных для эксплуатации месторождений.
В следующем году туда направляются российские геологоразведчики для изучения геологического строения и оценки прогнозных ресурсов Поморского прогиба Западно-Шпицбергенской континентальной окраины. Опыт российского присутствия на архипелаге и промысловой деятельности наших рыбаков в прилегающих к нему морских пространствах дает основания надеяться, что руководство страны окажет необходимое содействие российским частным нефтегазовым компаниям в урегулировании возможных конфликтных ситуаций с норвежскими властями. В отличие от Южной Осетии такое содействие может найти поддержку в Великобритании и США, позиции которых по режиму шельфа Шпицбергена совпадают с российской.