Эксперты фиксируют новый всплеск борьбы губернаторов и правоохранительных структур с неугодными мэрами. Внутриэлитные конфликты связываются со скорым вступлением в силу федерального закона о принципах организации местного самоуправления.
Как следует из доклада, подготовленного комиссией Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике, в 2008 году был зафиксирован 81 случай отставки и заведения уголовного дела в отношении мэров и прочих глав муниципальных образований. И это без учета данных по муниципальным органам нижнего уровня, в том числе по сельским поселениям. «Конечно, конфликты мэров и губернаторов возникали достаточно часто, они были и в 90-е годы, – отмечает один из соавторов доклада гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов. – Но статистически значимое число таких фактов начинается примерно с лета 2007 года. С тех пор уголовные дела, отстранения, аресты мэров стали нормой».
Для устранения неугодных глав муниципальных образований используются самые различные способы. В практику вошло отстранение мэров от занимаемой должности до суда. «Мера достаточно спорная, – полагает Виноградов. – Она приводит к длительному параличу органов местного самоуправления». Между тем для смещения мэров зачастую используются поводы, не связанные с серьезными проступками. К примеру, на мэра города-курорта Белокуриха (Алтайский край) Александра Каменева завели уголовное дело в связи с использованием подложного документа об образовании, а главу города Апшеронска (Краснодарский край) Сергея Купчинского дисквалифицировали на 1,5 года, в частности, за нарушение режима труда и отдыха водителей. Излюбленным поводом для уголовного преследования является злоупотребление служебным положением, далее следуют незаконная предпринимательская деятельность, нецелевое расходование средств, нарушения при распоряжении муниципальным имуществом и, наконец, получение взятки. Рекордсменами по количеству обезглавленных муниципалитетов является Самарская область, руководство которой ранее подвергалось критике за срыв президентской кампании, а также Иркутская область, где под стражей оказались сразу пять глав МСУ. «Возможно, не все мэры хорошие, но наверняка не все они такие плохие, – делает вывод председатель комиссии ОП Леонид Давыдов. – Отдельные явления казнокрадства или мздоимства не должны становиться причиной для огульной травли всех лидеров местного самоуправления».
Анализируя причины ситуации, эксперты не склонны обвинять федеральный Центр в желании продлить вертикаль власти на муниципальный уровень. Более того, события в регионах противоречат самому духу муниципальной реформы, значащейся в общефедеральной повестке дня. Война мэров с губернаторами или правоохранительными структурами приводит к торпедированию инициатив федеральной власти. В то время как в приоритеты Центра входит формирование надежного кадрового резерва, на уровне муниципалитетов происходит неуклонное снижение привлекательности муниципальной службы, пребывание на которой связывается с большим риском. По мнению авторов доклада, основная причина – острая борьба элитных группировок и лоббистских групп, стремящихся продвинуть на руководящие посты в муниципальных образованиях своих представителей. Накал междоусобиц растет в преддверии полного вступления в силу с 1 января 2009 года федерального закона № 131, регламентирующего наполнение муниципальных бюджетов. Осенью, предполагают эксперты, борьба может достигнуть пика.
«Сегодняшняя повестка дня оказывается достаточно удобной для атак на мэров, – констатирует Виноградов. – К примеру, в Иркутской области главной жертвой объявленной борьбы с коррупцией оказались лидеры муниципальных образований». В условиях, когда общественное внимание приковано к событиям на Кавказе, количество фактов давления на органы МСУ увеличилось. 20 августа сняли мэра Брянска Дмитрия Шапотько, а буквально сегодня городские депутаты Костромы обсуждают инициативу своего губернатора об отмене прямых выборов мэра столицы этого региона. В Общественной палате намерены инициировать проверки обстоятельств отстранений и досрочных отставок мэров, а также возбуждения уголовных дел. «Но мы не прокуратура и не Счетная палата, – подчеркивают на Миусской площади. – Наша задача включить тему давления на МСУ в поле зрения общественных дискуссий».