Если военная фаза грузино-осетино-российской войны завершена, то информационное противоборство в самом начале.
Основная цель реализованной руками Саакашвили американской провокации – вовсе не восстановление территориальной целостности Грузии. Главное – создать условия для достижения долгосрочных планов Вашингтона на Кавказе. Прием Украины и Грузии в НАТО – следующий шаг в этом направлении. Только что закончившееся кровопролитие – лишь средство его достижения.
В дальнейшем наиболее вероятно, что США и НАТО продолжат информационную войну против РФ, сосредоточив усилия на двух направлениях.
Первое – «раскрутить» проблему приоритета государственной целостности Грузии, дабы оправдать свое присутствие в Закавказье, предположительно – в форме миротворчества. Балканы уже показали, что Америка хорошо владеет этим инструментом продвижения своих национальных интересов. Не отстают от нее в этом отношении и европейские партнеры Вашингтона.
Второе – опираясь на тот же приоритет территориальной целостности Грузии, представить Москву в качестве нарушителя основных принципов ООН, агрессора и захватчика чужих территорий. Не ослаблять накал выступлений на данную тему вплоть до очередного рассмотрения вопроса о членстве в НАТО Украины и Грузии. В последующем, если и выяснится, что это, мягко говоря, далеко не так, будет уже несущественно. Ведь главная цель достигнута.
Между тем среди основополагающих принципов, которых придерживается мировое сообщество, на первом месте стоят права человека, в первую очередь право на жизнь независимо от принадлежности к тому или иному народу, этносу или религиозной группе. Когда государство обеспечивает равные права всех групп своего населения, приоритет должен отдаваться сохранению государственной целостности. Любые попытки сепаратизма, тем более связанные с ущемлением прав граждан, государство имеет право пресекать, в том числе с применением силы. Россия так и действовала при решении своих внутренних проблем государственной целостности.
Запад долгие годы «учил» Советский Союз приоритету защиты прав человека, но сам, когда это выгодно, предпочитает о них забывать.
А ведь Тбилиси на протяжении ХХ века не единожды применял силу и политику геноцида по отношению к осетинам. Не случайно, что и в начале 90-х годов руководство Грузии пыталось с помощью оружия подавить стремление абхазов к независимости, а осетин к объединению разделенного народа. В этот период современной истории бывшая советская республика создала такие условия, при которых решение задачи восстановления государственной целостности могло быть успешным только по истечению достаточно длительного времени. Лишь успешное развитие экономики, бизнеса, культурных связей, могли бы привести в перспективе к появлению условий для вхождения Абхазии и Южной Осетии в состав федеративной Грузии. Но, придя к власти, Саакашвили и его сподвижники не желали ждать: началась откровенная подготовка к войне, к силовому решению проблем.
Не только исходя из опыта последних двух десятилетий, но и с учетом всех горьких уроков политики Тбилиси по отношению к осетинам и абхазам можно с полным основанием утверждать, что ни морального, ни международного права требовать возвращения бывших автономий давно скончавшейся Грузинской ССР под свою власть у «розового» руководства нынешней Республики Грузии нет.
В сложившихся условиях, именно исходя из принципов ООН, безусловный приоритет остается за правом нации на самоопределение. Этот подход и должен послужить основой для аргументации российской позиции в случае признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии.
Но вот удастся ли Москве доказать свою правоту? Весьма сомнительно. Во всяком случае пока информационное противоборство РФ явно проигрывает.