Даже в случае положительного решения суда Ходорковский останется под арестом на время рассмотрения второго уголовного дела.
Фото Reuters
Вчера Игодинский районный суд Читы приступил к рассмотрению вопроса об условно-досрочном освобождении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. По мнению руководства читинского СИЗО, Ходорковский «не встал на путь исправления» и нуждается в дальнейшем отбывании наказания в условиях колонии общего режима. Как ожидается, решение суда будет оглашено сегодня.
Ключевой вопрос, способный оказать влияние на решение об УДО, – наличие взысканий в отношении Ходорковского со стороны тюремных администраций, а также выданные ими характеристики заключенного. Как утверждают адвокаты, всего у опального олигарха имеется шесть взысканий. Одно из них получено в московском СИЗО, четыре – в Краснокаменской колонии, еще одно – в читинском СИЗО. Три взыскания отменены в судах, два погашены за давностью времени. Следовательно, у Ходорковского на момент подачи ходатайства об УДО одно «действующее» взыскание – в октябре 2007 года он не убрал руки за спину при прохождении коридора.
Между тем, как уверяют адвокаты, последнее взыскание не подкреплено доказательствами со стороны руководства читинского СИЗО. Вчера по ходатайству защиты в суде были заслушаны показания бывшего сокамерника экс-главы ЮКОСа Игоря Гнездилова – того самого, который сообщил администрации, что Ходорковский не держал руки за спиной. В суде Гнездилов объяснил, что написал объяснительную «против Ходорковского», опасаясь, что его не выпустят на свободу, поскольку у него как раз решался вопрос об условно-досрочном освобождении. Как рассказала корреспонденту «НГ» адвокат Ходорковского Наталья Терехова, даже без объяснений Гнездилова у защиты есть все основания говорить, что данное взыскание наложено незаконно.
Более того, наличие взыскания еще не означает, что суд может автоматически отказать в удовлетворении ходатайства об УДО. «Один факт невыполнения требований администрации СИЗО не может быть квалифицирован как отрицательное поведение, – полагает Терехова. – Суд должен в совокупности оценить данные, свидетельствующие о поведении осужденного за время отбывании наказания. Если человек шел по коридору и не положил руки за спину, изменилось что-нибудь в его характере?»
В суд также поступили характеристики с мест предварительного заключения, где находился Ходорковский во время следствия, а также из учреждений, где он отбывал наказание. В документах отмечается хорошее поведение заключенного и его вежливость, однако подчеркивается, что он «не встал на путь исправления и не признает своей вины». И, следовательно, нуждается в дальнейшем отбывании наказания в условиях колонии общего режима. Адвокаты считают, что характеристики, выданные их подзащитному, сугубо положительные. «Те черты личности, на которые указывает администрация в описательной части характеристики, они просто замечательные, – отмечает Терехова. – Дай бог каждому, чтобы его так охарактеризовали. А вот вторая, результативная часть, состоит из одного только предложения – не раскаялся в содеянном и на путь исправления не встал».
Решение суда, как ожидается, будет оглашено сегодня. Вчера в заседании объявили перерыв «по техническим причинам» – не удалось обеспечить просмотр записи с камеры видеонаблюдения, зарегистрировавшей нарушение со стороны Ходорковского. О шансах на успех адвокаты Ходорковского предпочитают не говорить. Даже если суд примет решение об УДО, опальный олигарх останется под арестом на время рассмотрения второго уголовного дела в отношении себя. Правда, в этом случае защита может потребовать перевода Ходорковского в Москву, что вряд ли выгодно действующим властям. «Лед ведь должен когда-то тронуться, – надеется Терехова. – Есть мнение, что вопрос об УДО не решают, потому что Ходорковский находится под стражей по второму делу, а под стражей по второму делу он находится, потому что отбывает наказание по первому делу. Это замкнутый круг, из которого надо выбираться». Пока видимых предпосылок, свидетельствующих о возможности освобождения Ходорковского, нет. Более того, со слов самого экс-главы ЮКОСа стало известно еще о двух «свежих» взысканиях, полученных им 18 августа. Первое – за то, что он не сообщил, сколько человек находится в камере, второе – за грязную крышку бака для питьевой воды.