Николай Левичев: «Взгляды Минфина и «Справедливой России» находятся «в перпендикулярных плоскостях».
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
В понедельник на Охотный Ряд придет проект трехлетнего федерального бюджета. На этой неделе правительство, уже одобрившее все концептуальные положения документа, решило проконсультироваться напоследок с думскими фракциями. Так называемое «нулевое чтение», состоявшееся в Думе, оказалось ритуальным: оппозиция жалуется, что ее пожелания отвергнуты.
Настоящие, неформальные «нулевые чтения» Министерство финансов традиционно проводит в первую очередь с парламентским большинством. В предыдущие годы «Единая Россия» в ходе таких «нулевых чтений» в основном занималась выторговыванием у правительства тех бюджетных позиций, которые хорошо выглядели в глазах общественности. Естественно, на всех требованиях единороссов в предварительном порядке обязательно должна была стоять разрешительная виза администрации президента. В этом году ситуация несколько изменилась: такого рода разрешение ЕР получила от своего председателя – премьер-министра Владимира Путина на встрече 29 июня.
Таким образом, в ходе консультаций партийцев с Минфином у них были достаточно крепкие позиции. Об успешном завершении «нулевых чтений» единороссы объявили уже в начале августа, и только после этого исполнительная власть решила узнать мнение остальных думских фракций.
Во вторник вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин встречался с депутатами из ЛДПР и «Справедливой России». Накануне аппараты этих фракций буквально с ума сходили от непрерывного согласования с помощниками министра времени этих встреч. Особенно не повезло эсэрам, которых в течение дня перебрасывали то на утро, то на день, а то и вообще на поздний вечер. В результате консультации состоялись только вечером.
В результате ЛДПР обещала поддержать бюджет на 2009–2011 годы в любом случае, хотя ее депутатов и беспокоит его слишком высокий профицит. Как подчеркивают либерал-демократы, они настаивают на более объемном финансировании бюджетных разделов, касающихся жизни простых людей.
«Справедливая Россия» занимается той же самой категорией населения, но она вчера не стала заявлять об однозначной поддержке бюджета. Как отметил глава фракции СР Николай Левичев, «мы по-прежнему считаем, что оправдание профицитного бюджета – это неумение, нежелание правительства, причем не только его финансового блока, более тщательно работать над расходной частью». Первый заместитель Левичева Оксана Дмитриева, в свою очередь, сообщила: аргументы Кудрина на тот счет, что профицит поможет борьбе с инфляцией, эсэров так и не убедили. По ее словам, фракция требует более весомой индексации пенсий и зарплат бюджетникам – хотя бы не ниже прогнозируемого роста тарифов. «Мы определили несколько ключевых позиций, по которым к первому и ко второму чтению будем инициировать те изменения в бюджете, которые идут на пользу социальному самочувствию населения», – подвел итоги встречи с Кудриным Левичев. Впрочем, по данным «НГ», депутаты из СР заранее знали, что никакого согласия Минфина с их социально ориентированными инициативами они не услышат. Тот же Левичев имел персональную встречу с Кудриным в понедельник. И на просьбу «НГ» прокомментировать ее результат глава фракции только и смог сказать, что взгляды министерства и «Справедливой России» находятся «в перпендикулярных плоскостях».
Кудрин встречался и с КПРФ – еще в начале августа, когда ЕР заявила об окончании консультаций с правительством. Коммунисты общались с Минфином почти три часа, но разошлись, не договорившись. «Серьезных изменений и новых подходов к развитию промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы в обсуждаемом документе нет», – отметил председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов. Так что левые уже объявили, что бюджета они не поддержат. А Кудрин публично усомнился в компетентности своих собеседников, в частности, в налоговых вопросах. Впрочем, министр не стал скрывать, что «с удовольствием» выступал перед коммунистами и отвечал на их многочисленные вопросы. Интересно, что таких слов о ходе своих переговоров с единороссами Кудрин не произносил.