Аналитический центр Юрия Левады выяснил отношение россиян к событиям на Северном Кавказе. Результатами исследования поделился с «НГ» директор центра Лев Гудков.
– Лев Дмитриевич, очевидна большая разница в оценке событий в Южной Осетии между нашими соотечественниками и западной общественностью. В чем причины этого явления?
– Безусловно, можно говорить о высокой степени поддержки населением всех действий руководства России, что, кстати, вполне ожидаемо. У нас же солидарность проявляется обычно по принципу: свои всегда правы. Я думаю, что у россиян происходит внутренняя селекция информации – они не принимают ничего, что расходится со стереотипом, навязанным российским официозом. Поэтому западная оценка действий России в Осетии наших сограждан и не интересует. Таким образом, оценка очевидна: полное одобрение действий российских войск и осуждение грузинских агрессоров.
– Потому что нет альтернативных, но авторитетных источников информации?
– Для начала отмечу, что объективной информации нет и быть не может. Возможно лишь многообразие точек зрения. Проблема лишь в том, что когда своего мнения нет, то легко навязать интерпретацию происходящего. Поэтому вся поступающая информация превращается в селекцию по принципу свои–чужие. Мы правы, мы выполняем миротворческую, гуманную миссию. А грузины – агрессоры, агенты политики геноцида. Я уверен: все, что не укладывается в эту схему, будет жестко отсекаться.
– Заметно ли вырос рейтинг Дмитрия Медведева?
– Я бы не выделял поведение Медведева в отдельную специфическую категорию. Так же как раньше было безусловное одобрение Путина, так и сегодняшнего президента все поддерживают. Медведев пока не воспринимается обществом как самостоятельная независимая фигура. Я бы сказал, что одобрение власти не дифференцировано. Хотя отмечу, что Дмитрий Анатольевич ведет себя так, как и подобает российскому главе государства.
– Насколько эмоционально отношение россиян к происходящему в Осетии? Народ скорбит душой – или это лишь информационный повод для легкой беседы?
– Внутренне массовое отношение россиян глубоко отстраненное и равнодушное. Гуманных чувств здесь не будет. Хотя при очень большом внутреннем безразличии народа к происходящему поведение Медведева одобряют.
– Российские политологи на многочисленных круглых столах утверждают, что грузинская агрессия навязана политикой США. А как к этому относятся обычные граждане нашей страны?
– Не думаю, что большая часть россиян будет представлять Грузию как марионетку в руках Штатов. Тем не менее уверен: не менее четверти респондентов считают именно так.
– То есть можно говорить о росте стихийного антиамериканизма россиян?
– Конечно. В последние годы мы отмечаем рост антиамериканских настроений и укрепление конфронтационной схемы реальности: мы–они. Америка в глазах россиян – противник. Если угодно, это та сила, которая хочет подчинить Россию и поставить ее на колени. Сейчас же резко усилилось понимание этой страны не только как оппонента и одного из полюсов влияния, но и как мощной антироссийской силы. Это, конечно, эффект государственной пропаганды.