Вчера. Грузия. Начался отвод войск. Уходим, чтобы вернуться?
Фото Reuters
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что намерен обратиться к России с просьбой разместить на территории республики российскую военную базу. Такая мера необходима для предотвращения «новых попыток геноцида осетинского народа». Главная сложность – международно-правовая. Тем не менее препятствия, по мнению экспертов, устранимы при условии, если РФ займет активную позицию в отношении непризнанных республик.
Взгляд из Осетии
«Мы попросим руководство Российской Федерации о развертывании российской военной базы на территории Южной Осетии, так как там живут российские граждане, – заявил Кокойты в понедельник. – Мы попросим российские власти, но решение останется за ними».
«Такое заявление продиктовано желанием обезопасить народ Южной Осетии от рецидивов грузинской политики, подобных событиям 8 августа, – заявил «НГ» сопредседатель Смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта от Северной Осетии Мурат Тхостов. – Оно вполне объяснимо в нынешних условиях. Но я не знаю, будет ли на него дан положительный ответ».
Между тем, по словам высокопоставленного источника «НГ» в руководстве Южной Осетии, вся необходимая структура для размещения российских военных баз в республике существует. В последнее время там было построено два военных городка – один вблизи Джавы, второй в непосредственной близости от Цхинвали.
Правда, городок рядом с Цхинвали скорее всего пострадал во время недавней атаки грузинских войск – он был одной из главных целей для грузинской артиллерии и «Градов». О степени его разрушения пока ничего не известно. Зато база в Джавском районе вряд ли сильно пострадала. Еще год назад местные жители говорили обозревателю «НГ», что строительство базы завершено, правда, они не могли сказать точно, кто должен там разместиться – российские или югоосетинские военные. Представители официальных властей Южной Осетии утверждали, что это казармы для югоосетинской армии. А накануне нападения Грузии на Южную Осетию в военном городке разместились беженцы – женщины и дети.
«Делая такие заявления, президент выражает волю всего народа Южной Осетии, – заявила «НГ» глава комитета по информации и печати республики Ирина Гаглоева. – Не знаю, насколько подготовлена инфраструктура, но общественное мнение у нас подготовлено. В Южной Осетии к российским войскам относятся положительно. Это продиктовано необходимостью. Южная Осетия не в состоянии самостоятельно обеспечить свою безопасность в условиях агрессивности Грузии, которую, несмотря ни на что, даже после агрессии продолжают вооружать западные страны. Практически ничего не изменилось: агрессор продолжает получать оружие и политическую поддержку извне. В этих условиях мы видим в России единственного гаранта своей безопасности».
Взгляд из Москвы
Вчера о перспективе появления российской базы в Южной Осетии высказался заместитель начальника Генштаба РФ Анатолий Ноговицын. «Вопросы подобного плана все-таки имеют политический статус, если одна сторона делает такое заявление. И второе – требуют проработки», – сказал генерал. И добавил: «Думаю, что в отношении этого предложения будут какие-то официальные решения. Но это вопрос не военный».
Юристы-международники, к которым вчера обратилась «НГ», затруднились разъяснить, каким образом можно реализовать предложение Кокойты с точки зрения существующих правовых норм. С точки зрения международного права пока размещение российской военной базы в Южной Осетии представляется невозможным. Специалисты отмечают, что, поскольку Россия пока официально признает территориальную целостность Грузии, переговоры о создании российской военной базы в Южной Осетии должны были бы идти через центральное правительство в Тбилиси. Однако, если определится статус Южной Осетии, речь о размещении базы в Южной Осетии можно будет вести с Цхинвали. Юристы-международники отмечают, что хотя бы одна страна, например, Россия, должна прежде признать независимость Южной Осетии. Также потребуется заключение договора о сотрудничестве, в том числе в военной области.
Бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов дает прогноз легитимного решения вопроса о базе в Осетии. По его мнению, необходимо признать самоcтоятельность Южной Осетии и Абхазии. Основания для того имеются. Главы непризнанных республик и их народы высказались вполне определенно за отделение. Эта позиция находит поддержку и среди российского руководства. И не следует обращать внимание «на вопли Запада». Далее, говорит генерал-полковник Леонид Ивашов, «легитимность обеспечивается за счет заключения соглашения о взаимной безопасности между Россией и отделившимися республиками. Такие соглашения имеются с Киргизией, Таджикистаном и другими странами».
Заместитель директора Института США и Канады генерал-майор Павел Золотарев так прокомментировал ситуацию корреспонденту «НГ»: «Пока Южная Осетия не признана как независимое государство, лучше не спешить и действовать последовательно». Он считает, что пока российское военное присутствие будет прекрасно сохраняться в формате миротворческой операции. И нет смысла его менять.
Павел Золотарев признал, что инфраструктурные возможности для размещения российских войск имеются: «В советское время в Южной Осетии располагалась воинская часть». Следовательно, российские войска просто вернутся в обжитые стены.
Военные эксперты сходятся во мнении, что целесообразно в соответствии с оперативной обстановкой разместить на базе в Южной Осетии российскую усиленную бригаду. Это примерно три тысячи человек вместе с бронетехникой, танками, артиллерией и другими средствами. Кроме того, потребуется еще несколько сотен военнослужащих для прикрытия базы оперативно-тактическими средствами, в том числе противовоздушной обороны.
По всей вероятности, в российских эшелонах власти продумывается вопрос о создании базы, пока Кокойты зондирует мнение общественности заявлениями на этот счет. Иначе сложно понять последнее заявление замначальника Генштаба Анатолия Ноговицына в отношении того, когда будет окончательно произведен отвод войск из Грузии. Он признался, что ему проще ответить на вопрос, когда наступит Новый год, чем назвать окончательные сроки отвода войск.
Дело лишь за первым шагом в этом направлении – решимостью Москвы признать самостоятельность непризнанных республик. Следующий неминуемый шаг – развертывание российских баз на их земле.