Киев пытается взять под свой контроль действия Черноморского флота РФ. С этой целью президент Украины Виктор Ющенко подписал два указа, утверждающих порядок согласований передвижений воинских формирований ЧФ РФ и порядок пересечения российскими военнослужащими украинской границы. Но поскольку у командующего Черноморским флотом РФ есть свой Верховный главнокомандующий, для него указ президента другой страны – не указ. А требования представлять в письменном виде данные, составляющие военную тайну, – численность личного состава, сведения о вооружении, боеприпасах, маршруте следования и боевой задаче – абсурдны. И механизма контроля этих данных не существует.
К примеру, десятилетиями Япония, исповедующая принципы трех безъядерных «не» – не обладать, не производить и не ввозить ядерное оружие, – не позволяла заходить в свои порты американским кораблям с ядерным оружием на борту. А они все равно заходили. Более того, ядерное оружие базировалось на Окинаве. Потому что американо-японские соглашения не предусматривают какой-либо контроль.
По мнению президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова, указ президента Украины Ющенко не основан на международном праве. «Безусловно, это чистая импровизация, – сказал генерал-полковник Ивашов, в прошлом начальник главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ. – Но она полностью в рамках большой геополитической операции, которая сейчас проводится». Эксперт пояснил корреспонденту «НГ», что в каждом международном договоре, касающемся военного сотрудничества, должны быть прописаны процедуры внесения изменений в его положения. Равно как и принципы согласования этих изменений. Кроме того, оговариваются различные форс-мажорные обстоятельства и непредвиденные ситуации.
В подтверждение мнения генерал-полковника Леонида Ивашова можно привести американо-турецкие соглашения, касающиеся авиабазы Инжирлик в Турции. База передана в пользование Пентагону на 50 лет, аж до 2030 года. Во время нападения на Югославию Анкара дала разрешение на полеты бомбардировщиков из Инжирлика, а во время войны в Ираке – запретила. Хотя ограничений на полеты транспортной авиации в соответствии с договором не было. Поэтому база стала перевалочным пунктом для военных грузов, но не более того. Точно так же американцы испрашивают разрешение, если им требуется совершить серию ночных тренировочных полетов.
Законы, связывающие свободу действий Черноморского флота РФ, были подготовлены еще в июне, но Верховная Рада Украины их тогда не приняла. Сейчас становится понятно, что их готовили в рамках той единой геополитической операции, о которой говорит генерал-полковник Леонид Ивашов. Очевидно, таким образом предполагалось сковать действия российских ВМС на Черном море, чтобы Грузия смогла покончить с отколовшимися автономиями. Отсюда и поспешность, с которой Виктор Ющенко ввел в действие эти юридически не состоятельные законодательные акты.
Между Россией и Украиной нет соглашения об участии кораблей Черноморского флота РФ, дислоцированного в Севастополе, в конфликтных ситуациях. Украинская сторона обвиняет в этом Москву. Однако Киев вместо того, чтобы заняться ликвидацией пробелов в соглашениях, годами был озабочен созданием трудностей для российских моряков. Поэтому бессильны нынешние попытки Украины помешать черноморцам защищать интересы России.