На встречи с министрами приходит уже другой Медведев.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
По прошествии ста дней с момента инаугурации Дмитрия Медведева эксперты «НГ» сделали вывод: президент в последнее время сильно изменился. Он все меньше похож на ведомого.
Поляна для президента
По данным информационно-аналитической системы «Медиалогия», за пять дней войны в Южной Осетии и вчерашний первый мирный день, телерейтинг Медведева резко вырос. По количеству упоминаний в новостных блоках федеральных каналов президент почти в 2,5 раза превосходит премьера. Глава государства из 405 проанализированных теленовостных выпусков фигурировал в 332 сообщениях, в то время как о Путине зрители слышали 140 раз. При этом цитировали президента на телевидении также чаще, чем премьера: 192 цитаты против 91.
Динамика такова. В день начала военных действий показатели президента и премьера были одинаковы. Но к 9 августа все новостные программы говорили только о Медведеве: то он проводит совещание, посвященное оказанию осетинам гуманитарной помощи, то созванивается с американским президентом Джорджем Бушем. Между тем премьер отодвинулся на вторые роли. В период между 9 и 10 августа ситуация вновь изменилась: поездка Путина во Владикавказ добавила ему популярности, и в тень отступил Медведев.
10 августа количество упоминаний о президенте и премьере сравнялось. А начиная с 11 августа рейтинг Медведева начал стремительно расти. Пика популярности на телеканалах президент достиг 12 августа, когда объявил об окончании операции «принуждения к миру». В первый мирный день показатели и президента, и премьера начали падать, но падать синхронно. И сегодня Медведев по-прежнему занимает лидирующие позиции по отношению к премьеру.
Источник «НГ» в администрации президента подтвердил – очень похоже на то, что «Путин умышленно отошел в тень, предоставив эту поляну Медведеву. Сейчас он выдвигает вперед своего преемника и таким образом подчеркивает правильность своего выбора».
Не такой, как Путин
Как отметил в беседе с корреспондентом «НГ» президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, «редко встречается президент, который в течение первых ста дней выходит победителем в очень серьезной военной ситуации». «Очень важно, что прошел испытание их союз с Путиным, ведь часто в кризисных ситуациях альянсы рушатся», – отметил эксперт. И напомнил: глава государства «предложил свою повестку дня, которая включает борьбу с коррупцией и становление институтов гражданского общества в условиях модернизации, чего раньше не было». Павловский озабочен: «Война грозила навязать Медведеву другую программу. Но он не стал заложником партии войны и настоял на ограничении задач военной операции, и в этом вопросе он победил. Одновременно он дал понять Европе, что Россия не будет сдавать свои позиции ни в одном вопросе. Но теперь Медведеву предстоит объяснять позицию России Западу и странам СНГ. И не менее важно от вопросов войны вернуться к внутриполитической повестке дня.
Известный галерист и политтехнолог Марат Гельман сказал «НГ»: «Медведев не превратился в ястреба, не стал похож на Путина». Собеседник газеты отметил, что президент ищет свои варианты поведения, а не копирует премьера: «Был бы Владимир Владимирович президентом, я думаю, он наверняка нашел бы такие афоризмы, которые все бы вокруг цитировали. А Медведев другой – он производит впечатление человека, который тщательно обдумывает свои слова».
Медведев с честью прошел первую проверку, считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. По словам эксперта, «уже за первые сто дней президентства глава государства проявил и выдержку, и силу воли, и талант переговорщика». Медведев, как отметил политолог, впервые вышел на первый план, потеснив при этом премьера Путина.
Между тем руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская уверена, что премьер-министр вовсе не уходил на второй план, а, напротив, еще раз закрепил за собой позицию неформального лидера. «То, что фамилия Медведева чаще упоминалась в связи с последними событиями, объясняется только тем, что он первое лицо государства. А Путин как раз в течение грузино-осетинского конфликта продемонстрировал, что он играет ключевую роль: об этом говорит его поездка во Владикавказ, а также неформальные и более убедительные выступления», – утверждает Крыштановская.
Третий взгляд на ситуацию предлагает гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов. Он считает, что роли двух политических лидеров четко разделились на международную и внутриполитическую. По его мнению, на первый план в переговорах между странами вышел президент Медведев, и это мощное выступление на мировой арене было даже более значимым, чем саммит «восьмерки» в Японии: «А на внутриполитической сцене присутствовал премьер-министр. Поездка Путина во Владикавказ показала, что он активно участвует в разруливании конфликтной ситуации».
|
Данные предоставлены компанией «Медиалогия» по просьбе «НГ» |