Фото Reuters.
13 августа Дмитрий Медведев провел совещание по проекту федерального бюджета на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов. Президент потребовал, чтобы в проекте бюджета на следующий год были предусмотрены средства, необходимые для восстановления Южной Осетии. Как заверил министр финансов Алексей Кудрин, деньги зарезервированы в бюджете.
Совещание, посвященное бюджетной политике, было компактным – количество собеседников Медведева составило шесть человек. Недостаток людей с лихвой компенсировало обилие документов, которыми со всех сторон обложились правительственные министры. Кудрину без устали подносили все новые файлы, часть из которых прямиком отправлялась на стол к Медведеву. Среди прочих участников особенно выделялся министр обороны Анатолий Сердюков, пребывавший в отменном расположении духа. Президент задерживался, поэтому глава Минобороны решил немного развлечь коллег и вытащил из пухлой красной папки кипу фотографий. Возможно, это были кадры из разрушенного Цхинвали. Однако соседи Сердюкова – помощник президента Аркадий Дворкович и вице-премьер Александр Жуков – рассматривали картинки недолго. Из-за двери вежливо поманили Сердюкова на выход. Видимо, президент решил побеседовать с руководителем военного ведомства тет-а-тет. Глава Минобороны сложил фотографии в папку и тяжелыми шагами направился к двери.
Уход силовика не особенно опечалил министров, которые хором принялись обсуждать медальные успехи российской сборной. Запевалой стал Жуков, рассказавший коллегам, какие крепкие ребята – китайцы, и посетовавший на большую разницу во времени, мешающую достойно выступить нашим пловцам. При этом вице-премьер вдохновленно чертил в своем блокноте нечто, издалека напоминающее иероглифы. Более сдержанно о спортивных перспективах сборной отзывался Дворкович, с улыбкой повторяя лишь одно слово – «бронза».
Олимпийская тема мигом сошла на нет, как только в зале появился Медведев. Президент кивком усадил министров за стол, но сидели они недолго. Глава государства напомнил, что в России объявлен день траура, и предложил почтить память погибших во время трагедии в Южной Осетии.
После минутной паузы Медведев обратился к Кудрину: «Что у нас с гуманитарной помощью пострадавшим? Внесены ли соответствующие изменения в бюджет?» У правительства достаточно резервов, чтобы выделить необходимую помощь, не внося изменений в бюджет, заверил Кудрин. Первое решение уже принято – на счет администрации Северной Осетии перечислено 500 млн. руб., предназначенных для беженцев.
В течение двух недель правительственная комиссия проведет инспекцию разрушений на территории Южной Осетии и оценит средства, необходимые для восстановления инфраструктуры и жилья. «Предварительно объем средств оценен в 10 миллиардов рублей», – отметил Кудрин, добавив, что каждый пострадавший получит 50 тыс. руб. на компенсацию по утраченному имуществу. «Эти средства уже могут начать выделяться без изменения закона о бюджете, – сообщил глава Минфина. – Кроме того, в проекте бюджета 2009 года дополнительно зарезервировано 10 миллиардов рублей».
Президент потребовал от Кудрина, чтобы он пристально следил «за тем, как перемещаются деньги», и перешел к основной повестке совещания – проекту бюджета на следующий год. «Бюджет на 2009 год должен быть внесен в Госдуму не позднее 26 августа, – поставил задачу Медведев. – По сути, мы вышли на финишную прямую, и сегодня мы должны поставить точку в этом вопросе». Глава государства сформулировал также свое основное требование к бюджетному проектированию: «К новым расходным обязательствам нужно подходить аргументированно и взвешенно. Дополнительные деньги должны направляться только туда, где это на самом деле необходимо». Дальнейшее обсуждение необходимых и дополнительных статей бюджета проходило в закрытом режиме.