Встреча президента РФ Дмитрия Медведева и президента Франции Николя Саркози в Москве 12 августа 2008 г. фото Reuters
Вчера в Москве состоялись переговоры Дмитрия Медведева и президента Франции Николя Саркози. Цель экстренного визита французского лидера была только одна –урегулирование ситуации в Южной Осетии. Интенсивная дипломатия Франции принесла первые плоды – был разработан документ, способный стать базой для мирных переговоров.
Диалог двух президентов начался примерно в середине дня. Медведев создал благоприятный фон для беседы, известив Саркози о том, что российская военная операция в Южной Осетии завершена. «Агрессор наказан, а гражданское население и российские миротворцы защищены», - отметил российский президент. «Думаю, что это хорошая новость, - порадовался Саркози. - Теперь надо по-настоящему осуществить прекращение огня». Дальнейший разговор, в котором принял участие премьер-министр Владимир Путин, прошел в закрытом режиме и, судя по всему, был принципиальным.
Журналисты дожидались итоговой пресс-конференции президентов три с половиной часа. Наконец они появились. Медведев казался довольным, а Саркози, напротив, - несколько озабоченным. Медведев начал первым и зачитал «шесть принципов», на базе которых Россия готова начать мирные переговоры с Грузией. Было предложено не прибегать к использованию силы, окончательно прекратить все военные действия и обеспечить свободный доступ к гуманитарной помощи. Вооруженные силы Грузии должны вернуться в места их постоянной дислокации, а вооруженные силы России выйти на линию, предшествующую началу боевых действий. При этом российским миротворческим силам разрешается принять дополнительные меры безопасности «до создания международных механизмов». Наконец, международное сообщество должно быть готово к обсуждени «вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности». «Если грузинская сторона будет реально готова подписать эти принципы и действительно отведет войска на исходные позиции, то путь к постепенной нормализации обстановки в Южной Осетии будет открыт», - подчеркнул Медведев.
Затем слово перешло к французскому лидеру и фотокамеры отчаянно защелкали. Темпераментный и артистичный Саркози, прибегая к жестикуляции, легко завладел вниманием аудитории. Он повторил те же принципы, только по-французски. «Мы видим стремление России гарантировать и уважать суверенитет Грузии, - отметил президент Франции. – У нас тут нет никакой двойственности». Однако французские журналисты не поверили Саркози. «Почему принцип территориальной целостности Грузии не фигурирует среди принципов? – поинтересовалась представительница «Либерасьон». - Он больше не важен для вас?» «Грузия – это независимая страна, суверенная страна, - принялся объяснять Саркози. – Эта формула является более широкой, чем формулировка, предполагающая территориальную целостность. Речь не идет о том, что мне не хватило смелости, нет. Просто гораздо легче написать статью, чем сблизить людей, которые находятся в состоянии войны».
Тот же вопрос задали Медведеву – признает ли Россия территориальную целостность Грузии? Российский президент провел небольшой ликбез: «Признает ли Россия суверенитет Грузии? – безусловно, признает. Хотя это не значит, что суверенное государство имеет возможность делать все, что ему заблагорассудится. Территориальная целостность - это отдельное понятие. Как правило, оно показывает реальное состояние дел. Хотят ли осетины и абхазы жить в составе Грузии? Этот вопрос нужно задать им самим, и они дадут на него свой недвусмысленный ответ».
Российских журналистов больше интересовало, почему решение о прекращении военной операции было принято именно в этот день. «Мы достигли цель, которую ставили перед собой, - отрезал Медведев. – Поэтому нужно было это сделать именно сегодня, а не вчера и не завтра». В целом выступление Медведева, особенно на фоне пышущего миролюбием Саркози, было предельно жестким. «Что касается утверждений грузинского президента о том, что уже два дня соблюдалось прекращение огня, – это вранье, - заявил президент. - Никакого прекращения огня не было, грузинские силы обстреливали наших миротворцев. Отморозки тем и отличаются от нормальных людей, что когда они чувствуют запах крови, их очень трудно остановить. И тогда приходится прибегать к хирургическим методам».
И российский и французский лидеры признали, что до реального урегулировании конфликта еще очень далеко. «Принято временное решение о прекращении огня до момента полного урегулирования проблемы в духе тех принципов, которые мы перечисли», - пояснил Медведев. По мнению Саркози, даже в том случае, если Грузия одобрит документ, «текст из шести пунктов не решит окончательно проблему». «Позже возникнут множество других вопросов», - констатировал французский президент. «Наши миротворцы продолжают исполнять свои функции и будут исполнять свои функции именно потому, что они ключевой фактор обеспечения безопасности на Кавказе. Так было и так будет!» – закончил пресс-конференцию Медведев, перефразировав слова российского гимна.