В ночь с субботы на воскресенье российский премьер Владимир Путин доложил президенту об итогах поездки в Северную Осетию. Премьер прибыл в загородную резиденцию президента «Горки» из аэропорта в начале третьего.
На встрече с Путиным Медведев большей частью молчал, внимательно вслушиваясь в каждое слово собеседника. Первым делом премьер поделился с главой государства далеко не утешительными впечатлениями от встречи с беженцами. Его речь была эмоциональна: «Должен честно сказать: очень тяжелые чувства. Во-первых, люди оказались в непростой жизненной ситуации. Это в основном женщины, люди пожилого возраста, дети. Насмотрелись они трагедий немало, сейчас им непросто. Но что обращает на себя особое внимание: то, что они рассказывали. Эти эпизоды, о которых они рассказали мне, это выходит далеко за рамки понимания ведения боевых действий. На мой взгляд, это элементы какого-то геноцида против осетинского народа».
Закончил премьер советом президенту: «И, я думаю, будет правильно, Дмитрий Анатольевич, если вы дадите указание военной прокуратуре документировать проявления подобного рода, тем более что основное население Южной Осетии – это граждане Российской Федерации. И то, что я сегодня услышал от беженцев, – это, конечно, явные преступления против гражданского, мирного населения». Путин добавил: «Повторяю, было бы правильно, если бы военная прокуратура получила соответствующее указание от президента». После этих слов совет выглядел поручением. Медведев пообещал, что, конечно же, даст соответствующие указания, поскольку речь идет о судьбах российских граждан.
Премьер посвятил президента в подробности гуманитарной операции МЧС: «Мы будем готовы к масштабной помощи. Уже переброшено несколько тонн медикаментов». По его словам, часть беженцев разместили в бывших пионерских лагерях, в санаториях и школах. «Кстати сказать, это тоже одна из проблем для Северной Осетии, потому что школьные помещения должны быть использованы по назначению. И начиная с 1 сентября, которое не за горами, должен начаться учебный год», – напомнил Путин. И добавил: для помощи беженцам Северной Осетии будет выделено 500 млн. руб.
Рассказывая о масштабах разрушений в Цхинвали, премьер сообщил, что Министерство финансов готово выделить на восстановление столицы Южной Осетии не менее 10 млрд. руб. «Давайте примем все необходимые решения для этого», – согласился президент.
Заметим: Владимир Путин первым отреагировал на ситуацию в зоне конфликта. В ходе короткой встречи с американским президентом Джорджем Бушем, состоявшейся в пятницу в Пекине, он заявил, что мир в Южной Осетии «удерживать очень тяжело», поскольку «из России и других мест туда собираются добровольцы». По словам пресс-секретаря премьер-министра Дмитрия Пескова, Путин «отметил, что фактически в Южной Осетии началась война».
Позже, после экстренного совещания с членами Совета безопасности, президент объяснил участие в военных действиях российских военных подразделений: «В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством, как президент РФ, я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились». А на следующий день глава российского правительства экстренно вылетел из столицы Олимпийских игр в Северную Осетию. Во Владикавказе премьер провел совещание с участием руководства Северной Осетии, вице-премьера Александра Жукова и главы МЧС Сергея Шойгу. Происходящее в Цхинвали Путин оценил как преступление Грузии против собственного народа и геноцид. После этого посетил палаточный госпиталь в Алагирском районе Северной Осетии, куда поступают пострадавшие от грузинских бомбежек.
По мнению руководителя Центра изучения элит Института социологии РАН Ольги Крыштановской, Россия едва ли выйдет из конфликта, сохранив лицо. «Предположим, что Грузия отступит и Осетия становится независимой страной, а может быть, даже через какое-то время захочет присоединиться к России. Вариант, во-первых, чрезвычайно маловероятный, а во-вторых, у нас появится еще одна горящая точка. Удастся ли нашей элите такие события преподнести как большую победу? Сомнительно».