В Москве прошли отпевание и похороны Александра Солженицына. В церемонии приняли участие многие российские политические деятели, включая президента Дмитрия Медведева. Впрочем, количество высокопарного официоза постарались свести к минимуму.
С раннего утра двери Донского монастыря открылись для всех желающих проститься с писателем. Церемония отпевания, в которой ожидалось участие Медведева, была назначена на 11 часов. Стражи правопорядка проводили тщательный досмотр всех посетителей, но особых препятствий не чинили никому.
Тех, кто преодолел милицейские кордоны и прошел на территорию монастыря, встречали покрашенные белой краской БТР, «Катюша» и танк, установленные «в память православных христиан России». Это была экспозиция под названием «Оружие победы». К 10 часам к монастырю подъехал мэр Москвы Юрий Лужков, которого встречали люди в рясах. Столичный градоначальник не стал отказываться от общения с журналистами. «Солженицын – один из самых мощных людей не только литературы, но и общества, – заявил Лужков. – Трагедия в том, что его предложения не понимались и не принимались своевременно. Его тревога была обоснована – упоение богатством и стабильностью должно тревожить, а не успокаивать».
За полчаса до начала отпевания в соборе было не протолкнуться. В центре храма стоял гроб с покойным, справа от входа разместились родственники Солженицына и высокопоставленные гости, слева – обычные прихожане, взятые в оцепление. Входившие в собор люди торопливо ставили свечи, прощались с писателем и змейкой покидали храм. К 11 часам у входа в собор образовалась большая очередь и попасть внутрь стало невозможно. В толпе был замечен экс-премьер Евгений Примаков, затем появился режиссер Станислав Говорухин с букетом белых роз. Спустя несколько минут с таким же букетом – Сергей Юрский. Актер так спешил, что не заметил, как потерял ключи от машины. Парой фраз поделился с журналистами уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. «Это был удивительный человек, который бросил вызов самой судьбе, – отметил правозащитник. – Хорошо, что нынешние власти нашли в себе силы проститься с ним вместе с народом». Прибыли и видные партфункционеры – в светло-бежевом плаще прошагал вице-спикер Госдумы Олег Морозов. С писателем приехал проститься Эдуард Лимонов. Радикальный оппозиционер выглядел несколько растерянным, видимо, он не верил, что ему позволили оказаться в непосредственной близи к лидеру страны.
Напряжение в толпе начало нарастать – все ждали президента. Однако выяснилось, что Медведев с супругой давно прибыли и находятся в храме. «Народ ждал, разинув рот, а он прошел там. Будет он здесь идти», – послышался разочарованный голос. Появление президента с черного входа можно было объяснить тем, что он не хотел привлекать внимание к своей персоне. Так же незаметно Медведев держался в храме – положив цветы, он поклонился покойному писателю и тихо поговорил с его вдовой. Когда гроб понесли на кладбище, президент с супругой заняли последнее место в процессии. После окончания похорон глава государства покинул территорию монастыря также через черный вход.
Во время церемонии гроб с покойным и его фотографию в черной рамке несли люди в военной форме. «Почему военные?» – прошептал кто-то из старшего поколения, по привычке переключившись на рассуждения о «гэбухе и полковнике Путине». Солженицына действительно хоронили с воинскими почестями: после тройного ружейного залпа грянул военный оркестр. «Что исполняют-то?» – заволновался народ. «Не знаю, но что-то очень патриотичное», – ответил недовольный голос. В толпе, отрезанной от кладбища железным забором и спинами омоновцев, затянули «ангельскую песнь»: «Святый бессмертный, помилуй нас...»