Главным виновником глобального потепления сегодня считается Китай. По признанию китайского отделения независимой международной организации The Climate Group, он несет ответственность за 24% всех парниковых выбросов человечества. Основная причина – Китай производит слишком много товаров на экспорт. По данным группы исследователей из Университета Карнеги Меллон (США), в 2005 году китайские производители экспорта выбросили в воздух 1,7 млрд. тонн двуокиси углерода – то есть треть от всего китайского парникового выброса. Столько углекислого газа выпускают в год Германия, Франция и Великобритания, вместе взятые.
О том, что китайцы нагревают нашу атмосферу, производя экспортные товары иногда неважного качества, но всегда очень дешевые и потому очень покупаемые, заговорили еще в прошлом году. Британцы, опираясь на данные 2004 года, подсчитали тогда, что экспортная продукция увеличивает китайский парниковый выброс примерно на четверть, причем сюда входили углекислые эмиссии, производимые во время транспортировки экспорта к месту его продажи. Однако настораживает скорость, с которой растет экспортный выброс – за год его доля выросла до 33%. По расчетам той же группы из Карнеги Меллон, за 20 лет интенсивного развития Китай увеличил свой парниковый выброс в 2,5 раза, в то время как экспортная составляющая этого выброса выросла почти в восемь раз!
Запад не очень любит Китай. То есть, возможно, и любит, но не очень. И даже не столько за его постоянно возрастающее политическое влияние, сколько вот именно за эту демпинговую товарную политику, подрывающую позиции собственных производителей. К Китаю у Запада очень много вполне обоснованных претензий. В июле Фонд дикой природы заявил, что Китай использует 15% всех мировых ресурсов. Еженедельно он вводит в строй аж две угольные тепловые станции, уже не говоря о том, что производит половину всего мирового цемента и является крупнейшим экспортером тропической древесины.
Однако стоит вспомнить, что каждый пятый человек на Земле – китаец. Если уж говорить о парниковых выбросах и разделить их per capita, то получится, что на долю каждого китайца приходится в два раза меньше парниковых выбросов, чем на долю европейца, и в четыре раза меньше, чем на долю жителя США.
Более того. По данным доклада уже упомянутой The Climate Group, в 2007 году Китай потратил 12 млрд. долл. на развитие возобновляемых источников энергии, так что по «зеленым» инвестициям он отстает только от Германии (14 млрд. долл.). Уже сегодня он мировой лидер по гидроэлектроэнергии, его флот ветровых турбин – пятый в мире.
Однако, несмотря на все это, Китай за счет быстро растущего экспорта так же быстро наращивает и парниковые выбросы. Сегодня, когда весь цивилизованный мир в высшей степени озабочен уменьшением этих выбросов, быть чемпионом по их увеличению считается очень большим политическим моветоном.
Поэтому Китай тут же переводит стрелки на Запад. Там считают, что Европа и США должны вместе с Китаем разделить груз ответственности за такое положение дел, поскольку они являются главными потребителями китайского экспорта. «Мы производим, вы покупаете, поэтому отвечать должны вместе».
В общем, довольно логично. Непонятно только, каким именно образом Запад будет делить эту ответственность с Китаем и будет ли он делать это вообще. Спустить дело на тормозах вряд ли удастся – ведь всеобщий страх перед грядущей тепловой катастрофой и нежелание западных производителей мириться с демпинговой политикой китайского экспорта никуда не денутся, и скорее всего в конце концов кому-то придется что-то предпринимать. В любом случае такая ответственность будет измеряться не количеством слов, а количеством юаней, долларов или евро. И в любом случае это повысит цену на китайские товары.
В последнем ежегодном докладе британского «Нового экономического фонда» (Nef) есть и конкретное предложение о том, как это сделать. По мнению авторов доклада, должна быть создана такая система международных торговых сделок, при которой за дополнительный выпуск СО2 отвечал бы скорее конечный потребитель товаров, чем их производитель. Иначе говоря, в цену товаров, импортируемых из Китая и других развивающихся стран, должна быть включена «экологическая» надбавка, направленная на уменьшение парниковых эмиссий.
А поскольку по высокой цене некачественный товар никто покупать не будет, то он либо вообще уйдет с рынка, либо повысит свое качество. И тогда, позвольте уж помечтать, может быть, придет конец эре одноразовых ботинок и одноразовых телефонов с надписью Made in China.