Секретарь президиума генсовета ЕР Вячеслав Володин в конце месяца подведет итоги проверки региональных отделений.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
15 августа, как стало известно «НГ», завершатся системные проверки региональных отделений «Единой России» на предмет эффективности их деятельности. В конце месяца, на очередном заседании президиума генсовета, будет зачитан сводный доклад о состоянии дел в партии. «Сверка рядов» вызвала новый виток внутрипартийной дискуссии.
Основная цель проверок – проанализировать, чем живут партийные организации в регионах. И к ноябрьскому съезду определиться со схемой переформатирования партии. «Нам важно проследить общую тенденцию, чтобы рассмотреть новые варианты развития нашей структуры», – пояснил в беседе с «НГ» заместитель руководителя межрегионального координационного совета «Единой России» в Уральском ФО Сергей Капков.
И хотя проверки носят многоплановый характер, главная задача – проверить реальную, а не фиксированную численность партии, проанализировать, как идет процесс приема и исключений из партийных рядов. Одновременно исследуется и качественный состав региональных и местных отделений, сообщил «НГ» руководитель Центральной контрольно-ревизионой комиссии (ЦКРК) «Единой России» Сергей Попов.
В последнее время общая численность партии превысила 2 млн. членов. Проверить правильность такой внушительной цифры за столь короткий срок едва ли представляется возможным. Однако региональные единороссы полны решимости довести дело до конца. В ходе аудита начиная с весны число членов сократилось уже более чем на 80 тыс. человек, и это не предел.
Партбилетов в первую очередь лишаются единороссы, утратившие связь с партией. Речь прежде всего идет о тех, кто обзавелся партбилетом на волне предвыборного ажиотажа, когда в региональные отделения «Единой России» записывали целыми рабочими коллективами. К примеру, в преддверии выборов в региональный парламент Мурманской области, проходивших год назад, одна из финансово-промышленных групп, доминирующих в регионе, – Кольская горно-металлургическая компания – в борьбе за влияние на региональное отделение всего за три месяца записала в партию свыше 4 тыс. новых членов.
Между тем такая ситуация в большинстве регионов скорее правило, нежели исключение. Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев пояснил «НГ»: «По большому счету у нас партии на федеральном и региональном уровне носят вождистский характер. Партийные структуры выстраиваются вокруг конкретных лидеров экономических и политических кланов. Поэтому основная масса членов являются сотрудниками организаций, входящих в сферу контроля формальных и неформальных лидеров региональных отделений. Партий, как социальных сетей, в большинстве регионов нет. И если проверять реальную численность, то в партии, образно говоря, не останется ни одного члена, поскольку большая их часть – обычные статисты».
По наблюдениям эксперта, как правило, партийные структуры состоят из четырех типов людей. Первый – те, у кого есть амбиции выдвинуть свою кандидатуру на выборах. Второй – небольшая группка идейных единомышленников. Третий – деидеологизированная массовка и четвертый – те, кого записали в партию принудительно, случайно.
От этой последней категории единороссы, собственно, и пытаются избавиться, без сожаления отчисляя тех, кто не способен доказать свою преданность партии. Впрочем, эксперты сомневаются, что от практики приема в партию случайных людей в преддверии избирательных кампаний удастся избавиться до конца. Все дело в том, что согласно закону о политических партиях голосование за выдвиженцев в избирательные списки должно проводиться в тайном режиме. Соответственно те группы влияния в регионах, в активе которых партийное большинство, на региональных конференциях могут поворачивать голосование в нужном им ключе. «Организацию теми или иными представителями местной элиты массового липового приема, единственная цель которого – выдвижение «карманных» партийных кандидатов на выборах внутри региональных отделений, когда формируются списки, изжить невозможно», – убежден Кынев.
Промежуточные результаты проверок, выявившие данное обстоятельство, вызвали новую волну внутрипартийной дискуссии. Сегодня внутри руководства партии оживленно обсуждается проблема: должна ли партия развиваться по советскому образцу, где было все строго зарегламентировано? Или лучше свернуть на путь американский – где нет фиксированной численности членов, сама структура децентрализована, а партийная деятельность активизируется только в период избирательных кампаний, проходящих раз в два года? По мнению заместителя директора Института социальных систем Дмитрия Бадовского, «идеи о том, что партия могла бы развиваться по американскому образцу, действительно звучат, но здесь есть один нюанс: многие вещи, связанные с партстроительством и избирательными кампаниями, привязаны к фиксированной численности партии (которая должна быть не менее 50 тыс. членов. – «НГ»). Поэтому вопрос членства и строгой фиксации невозможно обойти. В ином случае необходимо будет менять законодательство».