Медведев запустил антикоррупционный план на родине Гагарина.
Фото ИТАР-ТАСС
«Для того чтобы прекратить ряд безобразий, я хотел бы вас проинформировать, что сегодня я подписал план о противодействии коррупции. В ближайшее время начнется работа», – пообещал вчера президент Дмитрий Медведев на совещании по развитию малого и среднего бизнеса в городе Гагарин. Таким образом, президент официально дал старт антикоррупционной кампании.
Неофициальный старт состоялся чуть больше месяца назад, когда глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин представил президенту черновой вариант национального плана по борьбе с коррупцией.
Медведев тогда пообещал, что план будет доработан с учетом предложений из регионов. И слово сдержал. Перед тем как поставить резолюцию на документе, глава государства согласовал его основные положения со спикерами региональных парламентов на заседании совета законодателей в стенах Совета Федерации 2 июля.
Напомним, что документ содержит четыре раздела. В первом речь идет о создании законодательной базы. Президент призвал законодателей разработать и принять современное антикоррупционное законодательство уже к новому году.
По мнению главы государства, в законопроекте необходимо уточнить требования к лицам, претендующим на замещение должностей: судей, членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, законодательных и представительных органов государственной власти, Счетной палаты, служащих Центрального банка и т.д.
А также установить запреты на прием на правоохранительную службу и службу в органах ФСБ граждан, имеющих судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам.
Во втором разделе говорится о необходимости совершенствования системы госуправления в целях противодействия коррупции.
Глава государства настаивает на том, что чиновники должны придерживаться кодекса принципов поведения госслужащих, который он разработал в 2002 году, когда занимал пост главы администрации президента. Третий раздел содержит меры по повышению профессиональной подготовки юридических кадров. Четвертый – первоочередные меры по реализации этого самого плана.
В Думе с энтузиазмом отнеслись к плану Медведева. Член комитета по безопасности ГД Геннадий Гудков сообщил «НГ», что самое важное в документе попытка установления более жесткого прокурорского надзора на фоне сегодняшней неопределенности в этой сфере. В частности, над милицейским следствием: «Вроде бы хотели следствие в прокуратуре отделить от надзора, а в результате ослаб не только прокурорский надзор за следственным комитетом, но за следствием вообще. А ведь 90% дел расследуется следственными органами МВД... Единственно, что я не увидел для себя – усиления механизма контроля. Необходимо сопроводить этот план законом о парламентском контроле, доработанным законом о парламентском расследовании». Депутат напомнил: именно этот механизм стал сегодня в мире самым действенным оружием в борьбе с коррупцией. Гудков намерен в ближайшее время предложить соответствущие дополнения в план Медведева.
Эксперты отмечают, что сам факт подписания Медведевым национального плана по борьбе с коррупцией является демонстрацией того, что тема, которую он заявил в качестве одного из приоритетных проектов своего президентства, не будет оставаться лишь политической декларацией. «Сам факт наличия такого документа говорит о том, что антикоррупционная политика не будет декларативной, а будет иметь определенное направление жизнедеятельности», – поделился мнением с «НГ» заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.
При этом, на взгляд политолога, важно, какие направления будут выбраны в качестве ключевых и по какой логике будет развиваться борьба с коррупцией. «Видимо, приоритет будет отдан правовым инструментам, и работа будет вестись над тем, чтобы судебная система была выстроена как сдерживающий фактор», – считает Бадовский.
Между тем на праведном пути борьбы с коррупцией, отметил член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, Россию ждут разнообразные подводные камни: «Главная беда – борьба с коррупцией будет вестись изнутри самого явления – коррупции. У нас нет чистых и нечистых, у нас все хороши. Одни коррупционеры, а другие их покрывают. Знаете, как у Горького? Данко идет с горящим сердцем, а за ним идут все честные люди. Но реально это трудно себе представить. Чтобы коррупции не было, должна меняться система. Она должна быть более открытой. Должна быть критика. Должна быть более свободная пресса, и общество должно знать, кто чем занимается, кто сколько «берет», попросту говоря. Пока это все благие намерения, и я очень хотел бы верить в искренность Медведева...»