0
877
Газета Политика Интернет-версия

31.07.2008 00:00:00

История с компанией "Мечел" разбудила элиту

Михаил Виноградов

Об авторе: Михаил Виноградов - генеральный директор Центра политической конъюнктуры России.

Тэги: металлургия, мечел, элита, лоббизм


Нынешнее политическое лето в России можно разделить на три части.

Июнь неожиданно стал временем резкого повышения политической активности. Беспрецедентными оказались и количество крупных лоббистских битв, и их публичность. Они коснулись и корпоративной среды (самые громкие споры – ТНК-BP, «Норильский никель», Удоканское медное месторождение), и межведомственных отношений (противостояние Генпрокуратуры и Следственного комитета, споры относительно передачи предприятий в состав корпорации «Российские технологии»). «Разоблачительные» публикации и громкие интервью появлялись в прессе едва ли не ежедневно. Многие игроки, в прошлом избегавшие публичности, пересмотрели свою тактику: Геннадий Тимченко стал доступен для западной прессы, а Игорь Сечин оказался самым активным из всех вице-премьеров. Публичность стала восприниматься как серьезный политический ресурс.

Многочисленные аппаратные и бизнес-конфликты вкупе с незавершенностью процесса назначений в правительстве и администрации президента, ожиданиями активизации борьбы с коррупцией, разработкой Институтом современного развития целого ряда программных инициатив даже породили предположения, что политические каникулы могут не наступить вовсе.

Однако сила инерции оказалась выше: признаки «сиесты» появились уже в первые дни июля. Лишенная из-за инаугурации майских каникул, политическая элита компенсировала их, досрочно завершив летний политический сезон. Конечно, в современной России значимость ценностей отдыха неуклонно растет – даже рождественские ели появляются на улицах городов с каждым годом все раньше и раньше. Но ведь крупные июньские споры (за исключением формирования списка компаний, передаваемых в состав «Российских технологий») к этому времени разрешены так и не были. Роль «верховного арбитра» не взял на себя ни президент, ни премьер. Споры о судьбе ТНК-BP, «Норильского никеля», Удокана, Следственного комитета так и не разрешены. Ряд ключевых вакансий во властных структурах (в том числе руководителей экспертного управления президента и новообразованного Агентства по делам СНГ) так и не заполнен. Активность Института современного развития стала падать, а Государственная Дума и вовсе разошлась на каникулы, не дождавшись пакета антикоррупционных законопроектов.

Вплоть до 24 июля все попытки оживить повестку дня какими-либо инициативами завершались фиаско. Новая тема обсуждалась три-четыре дня, после чего стиралась из памяти. Реанимация эсэров в качестве второй партии власти, подготовка масштабных замен губернаторов, передача островов Китаю, размещение российских ракет на Кубе, опротестование итогов ЕГЭ, ограничение усыновления российских детей иностранцами, отсрочка введения в действие муниципальной реформы – все эти проекты не получили внятной реакции со стороны власти и очень быстро оказались забыты. Даже призрак ухудшения экономической конъюнктуры и дальнейшего роста инфляции не был в состоянии всколыхнуть российскую элиту.

Переломной точкой стал визит Владимира Путина в Нижний Новгород, где премьер резко раскритиковал «Мечел». Глава правительства не только продолжил возродившиеся традиции «публичной» политики (с той лишь разницей, что он апеллировал не к элитам и массмедиа, а к широкому общественному мнению), но и сделал заявку оставлять за собой последнее слово в корпоративных спорах.

Формально каникулы еще продолжаются, а у не вовлеченных в спор вокруг «Мечела» игроков остается возможность не торопиться с реакцией. Ведь лоббистский успех отдельных игроков (ФАС, Следственный комитет, отдельные участники металлургического рынка) может изменить баланс сил в высших эшелонах власти и бизнес-сообществе. Реагируя на это, к делу «Мечела» уже попытались подключиться Генеральная прокуратура и Росприроднадзор.

После запуска дела «Мечела» можно ожидать развития событий по двум сценариям. Первый – интерпретация конфликта как единичного и не указывающего на появление новых «правил игры». Второй – восприятие кабинета министров в качестве конечной инстанции урегулирования лоббистских и аппаратных споров. Если такой сигнал будет дан, выстроится целая очередь из числа желающих получить поддержку государства и политические каникулы завершатся досрочно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1022
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1061
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
468
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
669

Другие новости