Подписывая в 1997 году договор о пребывании ЧФ в Крыму с возможностью его пролонгации, украинская власть должна была отдавать себе отчет в том, что процесс вывода флота не может начаться ранее 2016-го, когда по условиям договора Украина может уведомить РФ о нежелании продлевать срок пребывания ЧФ на своей территории.
Такова международная дипломатическая практика. Можно, конечно, денонсировать договор вообще, но принимать решение на уровне закона при том, что договор продлен быть не может, за несколько лет до даты возможного продления – явно выходит за рамки международного правового обычая.
Тем не менее 20 мая текущего года Виктор Ющенко подписал Указ о «Решении СНБО от 16 мая 2008 года «О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства». Данным документом, в частности, правительству поручается в двухмесячный срок подготовить законопроект о «прекращении с 2017 года действия международных договоров о временном пребывании на территории Украины ЧФ РФ». В конце минувшей недели МИД Украины отрапортовал – проект закона подготовлен. Правда, пока Кабинет министров, похоже, его не рассматривал, и соответственно в парламент он еще не поступил, а сам текст проекта широкой общественности недоступен, что, впрочем, не мешает обсуждать мотивы самой инициативы президента.
Итак, зачем нужен этот закон Виктору Ющенко? Ответ на этот вопрос лежит в той же плоскости, что и ответ на другой: зачем Ющенко форсирует интеграцию Украины в НАТО, прекрасно понимая непопулярность такой политики?
Нынешняя политическая конфигурация, при которой президент, правительство и парламентское большинство – пусть в разной степени заинтересованности – ориентировано прозападно и антироссийски, чрезвычайно зыбка. Скоро президентские выборы, да и очередные внеочередные парламентские – не за горами. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что Ющенко, да и любой другой столь же антироссийски настроенный политик следующим президентом Украины не станет. Аналогично, хотя и не с той же уверенностью, можно считать, что следующий состав Верховной Рады вряд ли поддержит откровенно антироссийский курс. В этом смысле сегодняшняя ситуация уникальна – как же ею не воспользоваться?
Фактически Ющенко стремится, пока еще не закончился срок его президентства, перейти «точку невозврата» в поле геополитического притяжения Москвы и таким образом реализовать свою миссию – сделать Украину частью евроатлантического сообщества.
Что конкретно дало бы Виктору Ющенко принятие нынешним парламентом закона о выводе ЧФ?
Во-первых, легитимацию (разумеется – сугубо внутриполитическую) всех действий по выдавливанию ЧФ из Севастополя уже сегодня. В частности, любая активность пророссийских сил в Крыму окажется вне закона. Во-вторых, если закон будет принят, это даст ясный сигнал европейским скептикам: Украина готова к немедленному членству в НАТО и гарантирует «чистоту» территории от российской военной базы.
Кроме того, поддержка инициативы МИДа депутатами усложнит будущей украинской власти принятие решения о возможной пролонгации договора о пребывании ЧФ. Для этого потребуется вносить изменения в закон, а возможно, и преодолевать вето президента. И последнее – закон создаст правовые основы для подготовки государственных программ развития бухт и объектов инфраструктуры, которые сегодня арендует российский флот, что должно компенсировать жителям Крыма экономические потери от закрытия российских военных баз.
Учитывая слабость парламентского большинства и открытую войну внутри правящей коалиции между президентом и правительством, принятие этого законопроекта не слишком вероятно. Но даже если бы он был принят, ни один внутренний закон не может перечеркнуть международного соглашения. Это прописная истина. Ни одним законом Украина не может заставить Россию хотя бы частично вывести флот раньше, чем в 2017-м. Ибо в соответствии с соглашением Украина лишь может не позднее чем за год до 28 мая 2017-го заявить, что документ продлеваться не будет.
Аргументируя свою позицию по ЧФ, Виктор Ющенко и другие украинские политики обычно ссылаются на действующую Конституцию Украины, которая была принята в 1996 году и действительно содержит норму, запрещающую пребывание иностранных военных баз на своей территории. Однако в переходных положениях к этой Конституции сделана оговорка для существующих на момент ее принятия военных баз, допускающая временное их пребывание. Так что в 1997-м, подписывая договор, предусматривающий возможность его временной пролонгации, уже после принятия Конституции, Украина не считала, что ее нарушает. С тех пор в юридическом смысле ничего не изменилось.