Общественная палата РФ неоднократно заостряла внимание на проблеме небоевых потерь в тех силовых структурах, где предусмотрена военная служба. В прошлом году мы потеряли практически целый батальон. Небоевые потери только первого квартала 2008 года составили 200 человек. При таких темпах к концу года мы можем потерять почти два батальона военнослужащих. В мирное время. Что, несомненно, свидетельствует об ужасающем положении дел в ряде силовых структур. Еще страшнее то, что более половины из погибших покончили с собой.
Наша комиссия, анализируя ситуацию, пришла к выводу, что количество небоевых потерь напрямую зависит от морально-психологической, военно-технической и физической готовности призывников. То есть речь опять идет о качестве призывного контингента. Такое большое количество самоубийств в армии вызвано неготовностью молодежи к армейским сложностям, а также свидетельствует о крайне тяжелом бытовом положении, слабой подготовке младшего офицерского состава, нежелании старших офицеров вникать в нужды подчиненных. Конечно, сказываются бытовая неустроенность и высокое морально-психологическое давление на офицеров, работающих с личным составом. Государство и общество должны сообща помочь военным решить эти проблемы.
Есть и другая сторона медали. Как известно, недавно наши Вооруженные силы перешли на одногодичный срок службы по призыву. То есть армия пошла навстречу обществу. При этом большинство военных экспертов, и я с ними согласен, считают, что за один год подготовить полноценного солдата, способного успешно вести боевые действия в условиях современной войны, крайне сложно, а в нынешних условиях – просто невозможно. С другой стороны, если пойти по пути резкого увеличения нагрузок на личный состав, повышения интенсивности боевой учебы, то эти шаги могут опять же повлечь за собой увеличение количества небоевых потерь.
Одним из главных способов решений этих важнейших для армии и общества проблем мы считаем возрождение в средних учебных заведениях обязательного полноценного курса начальной военной подготовки (НВП). Причем сразу оговорюсь, что нет необходимости слепо копировать тот курс НВП, который проводился в рамках советской школы. Как известно, и в годы СССР после прохождения школьного курса НВП призывник далеко не всегда был готов к службе в армии. Из старого надо взять лучшие и наиболее эффективные модели и добавить к ним то новое, что могло бы заинтересовать ребят. К тому же очень серьезное внимание следует уделить подготовке будущих защитников в морально-психологическом плане. На мой взгляд, максимально эффективно решить эту задачу могли бы офицеры запаса. Конечно, при определенной материальной заинтересованности и создании учебной базы. Для эффективной подготовки будущих защитников Родины еще на гражданке, несомненно, необходим продуманный подход со стороны государства. При этом очевидно, что крайне важна роль каждой отдельно взятой семьи и нашего общества в целом.
Что же касается общественного контроля над силовыми структурами, то для решения многочисленных проблем в Вооруженных силах и иных силовых структурах необходимо срочное принятие закона об общественном контроле над ними. Пока не будет такого закона, мы никогда не узнаем истинного положения дел, не сможем контролировать силовые структуры, предотвращать правонарушения и искоренять в них коррупцию.
Вместе с тем нельзя все списывать на неподготовленность призывного контингента и снимать ответственность за жизни наших мальчишек с командиров, начальников и руководителей силовых структур.