Новая доктрина российской внешней политики подтверждает амбициозные планы Москвы, которая намеревается занять ключевые глобальные позиции. В документе, схожем с Белыми книгами Великобритании, подписанном президентом Медведевым, указывается, что Запад теряет монопольную позицию на формирование глобальных процессов, тогда как Россия может стать экономическим локомотивом. Во внешнеполитической доктрине отмечается также необходимость введения нового режима безопасности для Европы, реформы ООН и усиления ее регулирующей роли. При этом в основе перспектив новых достижений на мировой арене лежит потенциал экономического роста страны, энергетические ресурсы и экспорт оружия. Именно исходя из этих ключевых позиций Москва собирается впредь выбирать себе стратегических партнеров.
Новую внешнеполитическую доктрину президент Дмитрий Медведев, так же как и его предшественник Владимир Путин, объявил в самом начале своей деятельности на посту главы государства. Причем новый курс России имеет некоторые отличия, отражающие личные подходы Медведева к международному праву. Основой для наращивания политического веса Москвы на мировой арене станет улучшение ее отношений с теми государствами и организациями, которые представляют для России наибольший интерес в сфере экономического сотрудничества.
Еще одна особенность 24-страничного документа – отсутствие в описании новой доктрины каких-либо агрессивных настроений, которые могли бы стать причиной для шумихи в критически настроенных западных СМИ. При этом пристальный интерес иностранных наблюдателей прикован к двум главным аспектам, изложенным в документе, – политике безопасности, а также выбору экономических приоритетов. Надо сказать, что самые серьезные инициативы России касаются именно обеспечения глобальной безопасности.
В частности, речь идет о том, что ОБСЕ как орган фактически не выполняет своих функций. Поэтому Москва предлагает разработать новый договор о мировой безопасности. Он включает давний вопрос об обычных вооружениях в Европе, а также тему прекращения развертывания американских систем ПРО неподалеку от российских рубежей. США неоднократно заявляли, что ракеты не будут направлены на Россию, однако Москва выступает против самого факта размещения радаров и ракет рядом со своими границами. По мнению президента Медведева, безопасность страны не может основываться на честном слове Вашингтона.
При этом основная ставка делается на реформирование ООН как основного регулирующего органа по обеспечению безопасности в мире. Такая мера, по мнению Москвы, серьезно укрепит позиции организации, обладающей исключительным правом на выдачу мандатов на отправку военных контингентов для разрешения конфликтов. Пример нарушений в данном случае – признание Косово со стороны Евросоюза, а также военная кампания США в Ираке. Фактически речь идет о создании новых многосторонних организаций, действия которых базировались бы непосредственно на международном праве и пресекали бы любые «патерналистские» действия со стороны Запада. Реализация этого плана потребует от России огромных усилий и невозможна без иностранной поддержки. Кроме того, подобную амбициозную задачу можно решить только при условии согласия со стороны мирового сообщества и гарантий выполнения взятых на себя другими странами обязательств.
Другой аспект новой доктрины – экономический, также отличается от того, что было прописано в предыдущем документе. В частности, есть различия в выборе приоритетных иностранных партнеров, поскольку новый курс призван продвигать экономические интересы России на мировой арене. Власти говорят об обеспечении поддержки отечественным компаниям в увеличении экспорта за границу. В связи с этим в качестве основных партнеров называются страны с наибольшим экономическим потенциалом. Среди европейских партнеров указываются основные потребители энергоносителей: Германия, Франция, Италия, Испания, Финляндия, Греция, Нидерланды и Норвегия. При этом Великобритания указывается лишь в контексте улучшения сотрудничества.
И все же, несмотря на в целом мягкий тон доктрины, поведение России на мировой арене может стать причиной для критики. На недавно состоявшейся встрече с российскими послами и сотрудниками МИДов президент Медведев потребовал «агрессивно» реагировать на любое ущемление интересов Москвы, а также критику в адрес страны. С одной стороны, это демонстрирует понимание президентом, что подобные методы активной самозащиты заставят уважать Россию за ее способность отстаивать собственные интересы. Но в то же время подобные действия могут вызвать враждебную реакцию и беспокойное отношение к государству со стороны других стран и международных организаций. Однако заявленные в новой доктрине цели могут быть достигнуты только при условии, что Москва добьется расположения своих иностранных партнеров. Иначе политический курс будет по-прежнему вызывать больше опасения, чем симпатии. Такой подход в некоторых ситуациях может оказаться полезным, но в стратегическом плане вряд ли приведет к желаемым результатам.