В Русской Церкви появились новые раскольники. Их можно встретить не только на Чукотке, но и в Москве.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Вчера распространено обращение запрещенного в служении епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) к духовенству РПЦ и «всем православным христианам земли русской». Оно приурочено к 90-летию расстрела Николая II и его семьи. Епископ провозгласил анафему Патриарху Алексию II, а также митрополитам Смоленскому Кириллу (Гундяеву) и Минскому Филарету (Вахромееву), обвинив их в борьбе против восстановления монархии в России. Иерарх заявил, что прекращает общение с епископами, участвовавшими в Архиерейском Соборе, осудившем его, то есть фактически вышел из РПЦ, которую назвал «еретической».
Новое обращение епископа Диомида представляет собой ответ опального иерарха осудившим его на июньском Архиерейском Соборе архиереям РПЦ. В документах Собора заявлено о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин». Именно это положение мятежный епископ воспринял как отказ РПЦ от идеи восстановления монархии, как проявление цареборчества – поэтому и нанес свой ответный удар по Московской Патриархии в день, когда был расстрелян Николай II.
«Наша Церковь прославила последнего русского царя как святого страстотерпца, однако эта канонизация не связана ни с призывом к восстановлению династии Романовых на престоле, ни с призывом к восстановлению монархии», – говорится в богословско-каноническом анализе посланий Диомида, представленном на Соборе митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. Со своей стороны, чукотский епископ считает, что РПЦ нарушает данную в 1613 году клятву верности династии Романовых, поддерживая нынешнюю демократическую власть. Мятежный иерарх не согласен с тем доводом, что более 70% россиян также выразили на последних выборах поддержку правящему режиму. Таким образом, «дело Диомида» явно приобретает политическое измерение.
Ранее Архиерейский Собор постановил лишить сана епископа Диомида, но предоставил ему отсрочку до следующего заседания Священного Синода. Предполагалось, что Синод соберется 17 июля, однако в РПЦ решили дать епископу Диомиду время одуматься и назначили заседание на 2 сентября. Церковные иерархи промедлили с принятием окончательного решения, опасаясь раскола, который, впрочем, теперь неизбежен. Не исключено, что РПЦ не только лишит сана епископа Диомида, но и отлучит его от Церкви. Это будет первый случай такого рода с 1997 года, когда РПЦ анафематствовала Филарета (Денисенко), провозгласившего себя Киевским Патриархом.
Сколько верующих может пойти за епископом Диомидом? Сам он говорит о 20 миллионах православных, разделяющих его идеи. Епископ Егорьевский Марк (Головков) считает, что сознательных сторонников чукотского архиерея единицы. Вопрос о числе верующих, разделяющих идеи Диомида, остается открытым. Одно дело – критиковать РПЦ изнутри, по благословению фрондирующего, но все же законного епископа, другое дело – открыто заявить о непослушании Патриарху и Синоду.
Увещевать духовного начальника Чукотки уже пытались епископ Венский Иларион (Алфеев) и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сравнивший лишение епископского сана с гибелью души), но из этого ничего не получилось. Напротив, епископ Диомид перешел в наступление на официальную РПЦ и даже взял инициативу в свои руки.
Церковный раскол 1650–1660-х годов тоже имел кроме церковной еще и политическую подоплеку. Старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом считали слугами антихриста не только Патриарха Никона, но и царя Алексея Михайловича. Епископат за редким исключением не поддержал старообрядческое движение. Нынешние ревнители нашли своего Аввакума в сане епископа в далекой Чукотке.
Еще пару лет назад Диомид мало чем отличался от других провинциальных архиереев РПЦ. Он участвовал в юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, принявшем Социальную концепцию РПЦ, которую сегодня епископ Диомид нещадно критикует. Себя он оправдывает тем, что получил сан всего за два дня до этого события и физически не мог ознакомиться с соборными документами. Не первый раз чукотский епископ ссылается на свою физическую немощь – хотя ему всего 47 лет. Как выяснилось, его деятельности болезнь не помеха. Похоже, проблема Диомида станет долгим и трудным бременем не только для РПЦ, но и для государства, потому что весь пафос его борьбы за чистоту православия – это непримиримая критика нынешней государственной власти, которую всемерно поддерживает Церковь. А из церковной среды порой выходят не только сервильно настроенные иерархи, но и беспощадные критики. Правда, конец их всегда печален.