Вечер пятницы премьер Владимир Путин посвятил общению с парламентской оппозицией. В своей резиденции в Ново-Огарево он принял главного коммуниста России Геннадия Зюганова и лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Вожди партий просили хлеба и зрелищ. Хлеба – для народа, доказывая необходимость поддержки агропромышленного комплекса, зрелищ – для себя, отстаивая право работать во всех регионах, несмотря на численный недобор фракций в Госдуме.
Аудиенция лидерам оппозиции была назначена на половину шестого вечера. Зюганов приехал в Ново-Огарево минут за сорок до назначенного времени, может быть в надежде быть принятым раньше. Жириновский же явно решил доказать, что точность вежливость не только королей, но и членов ЛДПР, и, несмотря на пятничные пробки на Рублевке, появился минута в минуту.
Однако пунктуальность и предусмотрительность в данном случае оказались излишни – огромный черный "мерседес" Путина плавно подкатил к резиденции и скрылся за углом лишь через 35 минут. После этого прошло еще не меньше получаса, прежде чем двери в заветный кабинет распахнулись перед гостями. К этому моменту в приемной было многолюдно. В очередь выстроились Зюганов, шедший первым, Жириновский, записанный вторым, глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов и первый вице-премьер Виктор Зубков.
Середина лета предопределила приоритеты общения Путина с лидерами оппозиционных фракций нижней палаты. Зюганов был встречен вопросом, как закончилась весенняя сессия. "Очень дружно. Под напором "Единой России", – не удержался от язвительного замечания коммунист. В таком же критическом ключе он построил и дальнейший разговор с премьером. Под занавес сессии, скрепя сердце констатировал Зюганов, Госдума приняла ряд важных законов, в том числе о повышении минимального размера оплаты труда. КПРФ предлагала увеличить МРОТ радикально – до 6300 рублей, единороссы ограничились 4330 рублями. "Но все-таки это шаг вперед", – согласился Зюганов, добавив, что на осеннюю сессию КПРФ готовит новые законодательные инициативы. Какие именно уточнять не стал, чтобы не дать возможности оппонентам сыграть на опережение.
Еще одна тема – уборка урожая. "Нужно сделать все, чтобы помочь крестьянам убрать. Давайте в этот раз нажмем", – призвал Зюганов. По его мнению, и у крестьян все будет в ажуре, и цены на хлеб в магазинах не будут "кусаться", если правительство закупит 15 млн. тонн зерна "по нормальной цене". "Я соответствующее поручение уже давал и буду этого добиваться, чтобы оно выполнялось", – заверил Путина.
Зюганова сменил Жириновский. "Целый год не встречались, накопились вопросы", – пожаловался он Путину. И выложил все, что накипело в сердце пламенного либерал-демократа. Первое, для расширения объемов жилищного строительства следует ускорить решение земельного вопроса, в первоочередном порядке выделить под застройку хотя бы те участки в пределах городов, которые находятся в собственности федеральных министерств и ведомств и не используются ими. Второе, в плане поддержки селян нужна методичная борьба с монополистами. Прежде всего, из числа производителей минеральных удобрений, продающих их своим крестьянам по 12 тыс. рублей за тонну, а иностранцам по 4 тыс. рублей. "ФАС виновата, Артемьев! Его гнать нужно", – потребовал жертвоприношения Жириновский.
Впрочем, главным для него была все-таки не отставка Артемьева. К Путину Жириновский пришел за поддержкой законопроекта, открывающего возможность оппозиционных фракций работать во всех регионах. Сейчас депутаты от ЛДПР, КПРФ и "Справедливой России" в силу своей малочисленности не представлены во многих субъектах Федерации. Например, во фракции ЛДПР всего 40 депутатов на 83 региона. Это значит, что в более чем половине субъектов Федерации у депутатов ЛДПР не специально выделенных помещений для работы с избирателями, нет и гарантированного доступа на местные телеканалы. Жириновский надеется, что поправки будут приняты в сентябре. Общение с Путиным вселило в него уверенность в успехе. Премьер согласился поддержать законопроект, а его слово – это консолидированная позиция парламентского большинства в лице "Единой России".