Одной из самых обсуждаемых новостей в блогах все еще остается схватка блондинок в эфире «Маяка». В чем проблема? Да ни в чем.
Просто голый король не имеет права прикрыться, а коверный клоун – включить в непристойные куплеты немного лирики. Так же как Чучело не может не побриться налысо. Все в рамках заданности. Роли распределены, отступать от сценария никому не позволено. Вот есть очень моральные и очень нравственные – они же умные – медиалица. Они никогда не скажут «одевать» вместо «надевать» и, уж конечно, не оставят собеседнику шанса на спасение, если он вдруг заявил, что выгодно выйти замуж – та цель, что оправдывает средства, или что любить картины Шилова – это очень русский вкус. Первое мнение принадлежало Божене Рынске, второе – Анастасии Волочковой. Обе в свое время были приглашены на программу «Школа злословия». На растерзании у Толстой и Смирновой мало кому удается сохранять достоинство. Кроме ведущих, разумеется. Пороки, как им и положено, вскрываются, глупость сама себя высмеивает, жадность говорит, говорит да и заходит наконец в риторический тупик. Смотреть и слушать интересно. Хотя многое (если не все) – предсказуемо.
А вот настоящие медиаудачи, дающие законный, а не надуманный повод для письменных упражнений многим и многим умным (и не очень) блоггерам, талантливым (и не очень) колумнистам, осведомленным (и не очень) комментаторам, случаются, если режиссер просчитался. И воплощенная добродетель вдруг оказывается глупее воплощенного порока. Так случилось в схватке Гордон с Собчак. Добродетель публично валялась в истерике, обнаруживая свои комплексы и непрофессионализм, а Порок показал себя воспитанным и эмоционально ровным. Врожденное умение быть холодно учтивым с неравными себе так, чтобы никто не заподозрил в высокомерии, – прерогатива слона, но не Моськи. Надо добавить, что Гордон – это Катя, а не Александр. Потому что последний тоже, кажется, приглашал Ксению Анатольевну в свою новую программу «Гордон Кихот» в качестве чудовища или ветряной мельницы. Но тут можно предположить, что, поскольку такой очевидной разницы весовых категорий нет, все как раз будет скучновато-благообразно. Опять же в рамках заданности. Мужчина-мораль будет умно и тонко морализаторствовать. А девушка-порок – послушно давать ему для этого поводы. Впрочем, она ходячий повод по факту своего существования. У Собчак в этой глобальной русской медиасказке такая роль. И она с ней не только смирилась, но и неплохо справляется.
Но вдруг на минуту кажется, что нет и не было никакого скандала с выбеганием из студии ведущей, оскорбленной моральным обликом гостьи, – есть только грамотный ход, нацеленный на поднятие рейтингов мощного медиаресурса с федеральным охватом («Маяк»), который до недавнего времени использовался нерационально и вяло.
И вспоминается то время, когда в эфирных пространствах, казалось, бушевали настоящие, непостановочные страсти. Ведь уже тогда на самом деле закрадывалось подозрение, что Жириновский плеснул соком в Немцова не из чистого чувства, а для того, чтобы что-то поменялось в медиаразделении на роды и виды. Чтобы возник «Апельсиновый сок» как жанр и введены были новые амплуа – сокоплескателей и вытирающих сок с лица. Так соберем же в который раз Минаевых, Басковых, Волочковых, Турецких, Собчак, Литвиновых (последнюю, чтоб не жеманилась лишнего), наденем свое серо-черное аскетическое, выйдем к телезрителю, повернемся выгодной стороной интеллектуального и интеллигентного лица ко второй, а потом к пятой камере. И погрозим: «Ужо, вам! Вы – дурновкусие. Доколе будете вы своим никчемным примером влиять на одноклеточных, которых мы воспитываем-воспитываем, никак до себя не дорастим». И все будет остроумно, правильно и драматургически выверено. Только все больше людей в публике посетит сомнение в том, что «куклы ходят сами по себе».