0
870
Газета Политика Интернет-версия

15.07.2008 00:00:00

Как согласовать европейское и постсоветское измерения?

Артем Мальгин

Об авторе: Артем Владимирович Мальгин - советник ректора МГИМО, кандидат политических наук.

Тэги: ес, снг, рф


Перед летними отпусками Дмитрию Медведеву удалось «исполнить» достойную внешнеполитическую увертюру. В ней прозвучали ожидаемые темы в виде встреч с постсоветскими лидерами, загадочный этюд о европейской архитектуре безопасности, неизбежный «восьмерочный» аккорд и дана отмашка переговорам с Европейским союзом о новом соглашении.

Последнее многим показалось вполне рутинным событием, определенное оживление внесло само место проведения саммита – Ханты-Мансийк, и сопутствующий ему финно-угорский конгресс. Однако рутинность и привычность отношений с ЕС сейчас скорее кажущаяся. Действительно, мы только успели осознать фактор «новой Европы», как перед нами встали новые вызовы. А именно – активность ЕС на постсоветском пространстве. Она лежит в основном в плоскости корректировки внешнеполитической идентичности стран, по-прежнему входящих в СНГ. В этой идентичности все большее место начинает занимать европейский элемент. Его объем и вес пока очень неодинаковы для стран бывшего СССР. Если в Украине или в Молдавии он объективно становится одним из ведущих, то в других странах этому содействует сам Евросоюз.

Еще несколько лет назад только досужие эксперты рассуждали о необходимости согласования двух измерений российской политики – европейского и постсоветского. Теперь же это приходится делать в достаточно спешном порядке внешнеполитическому ведомству. Так, внимательный наблюдатель, заглянув на сайт российского МИДа, найдет занимательный список встреч и контактов, непосредственно предшествовавших старту переговоров. В этом списке окажутся спецпредставители ЕС по Центральной Азии и Кавказу, обсуждение на уровне политдиректоров проблематики СНГ.

Не берусь судить, хорошо это или плохо, но факт в том, что в повестке отношений Россия–ЕС проблематика СНГ становится одним из центральных элементов. Этот элемент проникает в повестку и через субрегиональные проекты того же ЧЭС, через механизмы приграничного сотрудничества, налаживаемые Украиной и даже демонизируемой в Европе Белоруссией. На подходе новая «восточная» инициатива, выдвинутая поляками и шведами. О Грузии с ее намеренным рекламированием на европейской витрине всех своих проблем можно даже не упоминать.

Как нам удастся этот новый, неинституционализированный постсоветский пункт вписать в переговорный процесс с ЕС? Не станет ли это гораздо более серьезной проблемой для нас, чем «новая Европа»? Пока неясно.

Наверное, в этой ситуации для России важно относительно быстрое формулирование переговорных позиций и формирование переговорного механизма по новому соглашению с ЕС, с тем чтобы «факультативные» вопросы в силу своей объективной неготовности и эмоциональной заряженности не вторгались в переговорный процесс. Просто обсуждать все сразу невозможно.

Параллельно с этим стоило бы уже сейчас задуматься, как формализованно можно учитывать европейский и сугубо постсоветский элементы в отношениях с ближним зарубежьем. Условно говоря, в Баку или Киеве российские представители должны уметь не только «брифинговать» по вопросам европейской политики Москвы, но и делать конкретные предложения в этой связи своим партнерам. Для этого важно хотя бы минимальное понимание общности интересов и тем, которые ЕС и Россия были бы готовы совместно предлагать вниманию постсоветских столиц.

Эта задача предельно трудная хотя бы потому, что бюрократия и российская, и европейская имеет внутри себя достаточно высокие внутриведомственные барьеры. Тот, кто занимается, допустим, Арменией в Еврокомиссии, «в упор» может не видеть России. Схожесть административного, внешнеполитического и бюджетного процесса в отношении ЕС и СНГ мы можем найти и в России.

Принципиальным выходом из ситуации могли бы стать механизмы, чем-то напоминающие уже подзабытую Европейскую конференцию, которая являлась своеобразным «предбанником» для группы стран ЦВЕ, Кипра и Мальты, стремившихся в ЕС. Другое дело, что конфигурация, характер подобной конференции, а еще лучше диалогового процесса требуют тщательной проработки.

Другим, а может, где-то параллельным вариантом могло бы стать оживление «корзины» внешнеполитического сотрудничества в СНГ. Общая тема – интерес к взаимодействию с Евросоюзом – налицо. Механизмы внешнеполитического сотрудничества в связи с ЕС еще более важны в форматах, которые имеют прикладное измерение – ЕврАзЭС, возможно, Союзное государство и ОДКБ. Реализуя «европейскую» задачу, мы получаем достаточно весомый побочный продукт – новую динамику в российско-ориентированных многосторонних структурах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
656
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2384
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1585
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1212

Другие новости