В конце прошлой недели в Москве прошел IV съезд Российского народно-демократического союза Михаила Касьянова. Это «эпохальное» для российской политики событие оказалось щедрым если не на сенсации, то уж на курьезы – точно. В частности, экс-премьер заявил о намерении вступить в Европейскую партию либеральных демократов и реформаторов и ради этого пригласил на партийное мероприятие ее председателя, вице-спикера эстонского парламента Кристину Оюланд. Такое, пожалуй, происходит в мировой практике впервые: о желании попасть в Европарламент заявляет движение, которое на родине даже не в состоянии пройти процесс регистрации.
Возможно, взаимный интерес лидеров двух партий объясняется приставкой «экс», применимой к ним обоим. Некогда г-жа Оюланд возглавляла Министерство иностранных дел Эстонии, но в 2005 году вынуждена была подать в отставку вследствие скандала – обнаружилось, что из ее ведомства пропал ряд секретных документов. Российские граждане, впрочем, могли запомнить Кристину Оюланд по другим эпизодам. В прошлом году именно она настаивала на запрете вещания российских телекомпаний, освещавших перенос памятника Воину-освободителю в Таллине. А участников акций протеста, прошедших у Бронзового солдата, г-жа Оюланд потребовала выслать из Эстонии, хотя бы тех, кто не являлся ее гражданами. Несколько позже она обвинила президента Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене Ван дер Линдена в протекционизме России. Этот выпад, по странному, конечно, совпадению, совпал с выборами нового президента ПАСЕ, причем в качестве одного из кандидатов тогда рассматривался председатель комиссии по иностранным делам Совета Федерации РФ Михаил Маргелов.
Все это вряд ли делает Кристину Оюланд большим другом России, однако весьма поспособствовало небывалой популярности Михаила Касьянова в одной маленькой, но гордой прибалтийской стране – восхищенные эстонские СМИ поспешили наградить российского экс-премьера званием лидера «ведущей оппозиционной партии России». Со стороны, конечно, виднее.
Теперь у Михаила Касьянова появился хоть какой-то рейтинг, хотя бы и в Эстонии. Впрочем, лидер РНДС не отказался совсем от участия во внутренней политике столь неблагодарной ему страны постоянного проживания. Он назвал одной из задач своей партии участие в предстоящих региональных выборах. «Это позволит выйти с большой политической силой к выборам и в парламент, и президента, – поставил в своем выступлении на съезде задачу Михаил Касьянов. – Здесь не требуется огромных финансовых ресурсов, а требуются огромные организационные ресурсы». После этого с не меньшим, чем у эстонских газет, восторгом делегаты поспешили переизбрать его председателем РНДС.
Одно по-прежнему непонятно, как организация Касьянова собирается участвовать в выборах: РНДС, повторимся, не зарегистрирован официально как политическая партия. В качестве российского подразделения Европейской партии либеральных демократов и реформаторов он тоже вряд ли найдет законные основания для участия в российских выборах. Так что «амбициозные задачи», поставленные Михаилом Касьяновым, выглядели бы даже более реалистично, если бы лидер РНДС говорил о выборах в парламент Европы или, на худой случай, о президентских в Эстонии.