Большой проект, затеянный телеканалом «Россия» и фондом «Общественное мнение» и широко разрекламированный по государственному телевидению, близится к завершению. Проголосовали около 3 млн. человек, 12 имен претендуют на звание символа.
«Кто олицетворяет Россию и ее прошлое, с кем мы идем в будущее?» – задаются на сайте проекта вопросом авторы. Замолчите, вшивые интеллигенты, – ваш Пушкин тут ни при чем. Уймитесь, борзые государственники, – ваш Путин тоже ни при чем. Имя России – Иосиф Виссарионович Сталин. Он же Джугашвили. С большим отрывом он идет впереди всех – и Пушкина, и Путина, не говоря уж о Циолковском или Столыпине. Еще два дня назад на втором месте стояло имя Высоцкого, теперь оно переместилось вниз, а на второе место вышел Николай Второй. За ним, на третьем, – Ленин. Впору их изображать теперь в профиль, одного за другим, как раньше – Маркса, Энгельса и Ленина. Вот они, символы России.
Чудны дела твои, Господи. Если есть где-то во Вселенной еще цивилизации, они не умрут от скуки – до чего же занятно рассматривать Россию в большой микроскоп и размышлять о том, как это удалось целой стране впасть в амнезию. Наверное, черепно-мозговая травма, постигшая Россию на ее непростом пути, утыканном одинаковыми граблями, и не предполагает ничего другого. Зато есть утешение – никакие грабли нам уже не страшны – полная амнезия наступила. Страна не помнит боли, а значит, готова снова и снова подставлять лбы граблям, а затылки – маузерам. И плакать, плакать, плакать. Стрелять – и плакать. Плачущий большевик – идеальный символ России. Страна выбирает двух своих главных героев – одного за то, что убивал, другого – за то, что был убит. Мучитель и мученик. Одной рукой будем стрелять, другой – утирать слезы. И ведь никто из проголосовавших наверняка толком не объяснит, чем так велик Николай Второй, что достоин олицетворять Россию, кроме как мученически пролитой монаршьей кровью своей и своего семейства.
Интернет-аудитория пока еще считается «продвинутой». Подавляющее большинство пользователей рунета – люди, в силу возраста не заставшие сталинских времен. И именно они, как получается, выбирают героем России Сталина. Очень хочется думать, что это подлог. Но оставим эту версию как утешительно-запасную. И тогда картина вырисовывается занимательная: государство в лице своего официального телеканала объявило народное голосование, в результате которого крупно оскандалилось. Вверенный ему народ, презрев наработанные за последние годы демократические ценности, дружно выбирает сильную волосатую руку с маузером, усеявшую страну лагерями и безымянными могилами. (Дружный хор защитников этой руки можете почитать на сайте проекта, я в полемику вступать не буду.)
С другой стороны – так ли уж оскандалились власти? Может, как раз сейчас, в период повышенного интереса к проблеме национального лидерства в стране, нам услужливо дают послушать глас народа? Который, кстати, прозвучал очень кстати. И хотя вполне могут на последнем этапе «подтянуть» на первое место кого-нибудь поприличнее – скажем, Высоцкого, который сейчас на четвертом месте, или Пушкина, который на пятом, это уже не будет иметь значения. Ниже третьего места Сталин вряд ли опустится. И это будет еще один довод в пользу сильной руки, института национального лидера и прочих демократических преобразований в стране. Народ, знаете ли, захотел... Мы только волю народа исполняем. Демократия у нас.
Когда фигуру Гитлера выставили в Германии в музее восковых фигур, ему в первый же день оторвали голову. Наверное, это хулиганство, но мне нравится. Люди имеют право помнить. Ницше писал: «История и историческое познание нужны для здоровья нации и культуры, но и избыток истории вредит жизни». Если так, то можно считать нас абсолютно здоровыми – «избыток истории» нам не грозит. А социальная амнезия – она хроническая и лечению не поддается.