Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) ответил Архиерейскому Собору Русской православной церкви. Напомним, что Собор 27 июня постановил лишить чукотского архиерея сана в том случае, если он не покается. Начиная с февраля 2007 года в интернете регулярно появлялись послания Диомида, в которых он обличал высших иерархов Церкви. На данный момент опальный епископ отстранен от управления епархией.
Ответ епископа Диомида Собору был размещен в глобальной сети. Его, в частности, можно прочитать на сайте ультраправой газеты «Дух христианина». Чукотский архиерей пишет, что «не отвергает покаяние». Но он не считает покаянием то, к чему его принуждает Собор. Он называет это «предательством». Диомид не готов «пойти против совести» и «отречься от простого верующего народа, который подвержен сегодня дискриминации за свое нежелание участвовать в глобализации». Он не готов «оставить их на съедение волкам мнимой демократии». Иерарх утверждает, что людей, нуждающихся в нем как в пастыре, ни много ни мало 20 миллионов.
Диомид не считает себя раскольником. По его словам, сделать из него такового пытаются «некоторые темные силы», а сам он «никогда раскола не творил» и «всегда поминал Святейшего Патриарха». «Если чем кого обидел, то простите мне, многогрешному. Но все то, что касается веры православной, святых догматов и канонов ея, то в этом приносить покаяние грешно», – говорится в обращении Диомида. Напомним, что Архиерейский Собор постановил лишить его сана не за отступление от православной веры, а именно «за совершение канонических преступлений, выразившихся в клевете и лжи в адрес священноначалия» и «за возбуждение раскольнических настроений и действий».
Интересно, что в очередном послании чукотский иерарх нашел новый повод для критики священноначалия. В одном из документов, принятых по итогам Собора, говорится, что «призыв священнослужителей на военную службу противоречит каноническим нормам Церкви». Отсрочки для священнослужителей были упразднены в нынешнем году. РПЦ хочет их вернуть. Диомид, в свою очередь, считает это желание «странным». Он утверждает, что «по канонам священника должно рукополагать не ранее 30 лет», тогда как призывной возраст в России – до 27 лет.
Между тем в Анадырь на прошлой неделе прибыл архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков). Именно он назначен временно управляющим Анадырской и Чукотской епархией. 5 июля он совершил богослужение в кафедральном соборе города. Диомида в Анадыре уже не было – он улетел в поселок Мыс Шмидта, до которого можно добраться лишь на вертолете. Встретиться с ним у архиепископа Марка так и не получилось. В свою очередь, сторонники Диомида приняли новоприбывшего архиерея в штыки. На сайте братства во имя священномученика митрополита Киевского и Галицкого Владимира они разместили развернутое письмо, в котором архиепископа Марка и прибывшее с ним духовенство называют «пришельцами», а Диомида – «совестью Церкви» и епископом, незаконно отстраненным от управления епархией.
Епископа Диомида 18 июля ждут на заседании Священного Синода РПЦ. Но надежды на то, что он все-таки решится прибыть в Москву, практически нет. Вчера же на пресс-конференции в Интерфаксе представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) заявил, что Диомид – инструмент в руках неких сил, желающих создать в России альтернативу РПЦ.