Совместная посадка деревьев сблизила участников саммита.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Второй день саммита «большой восьмерки» был посвящен глобальным экономическим и экологическим вызовам, стоящим перед человечеством. Задачи Дмитрия Медведева оказались более приземленными – с честью выдержать прессинг во время переговоров с японским премьером Ясуо Фукудой.
Утром во вторник мировые лидеры собрались на рабочее заседание, чтобы обсудить традиционные для «большой восьмерки» проблемы – финансовый кризис, рост цен на нефть, энергетическую безопасность, ситуацию с экологией. Традиционные, поскольку даже своим появлением эта влиятельная международная площадка обязана энергетическому кризису, разразившемуся в 1970-х годах в Европе.
Глобальный продовольственный кризис, ставший заглавной темой обсуждения, не оставил равнодушным никого. Французский президент Николя Саркози, проходя мимо стола с французской выпечкой, долго боролся с собой, но не удержался и продегустировал кондитерские изделия. Напрасно коллеги, включая президента США Джорджа Буша, хором зазывали его за стол переговоров. Саркози, заморив червячка, решил поделиться булкой с остальными лидерами «восьмерки», но все отказались – видимо, из чувства солидарности с недоедающими жителями планеты.
У российских журналистов был свой праздник – вчера Медведев собрал их в отеле «Виндзор». Президент рассказал о проблеме продовольственного кризиса. Россия предложила другим членам «восьмерки» провести специальное заседание с участием министров сельского хозяйства – так называемый зерновой саммит, где бы обсуждались способы стабилизации ситуации в этой сфере. Заметим: сегодня даже среди экспертов нет единства относительно причин кризиса. Из доклада Мирового банка следует, что продукцию сельского хозяйства заместило биотопливо. Другие специалисты полагают, что повышение цен на продовольствие произошло за счет роста потребления в крупных азиатских государствах. «На все эти факторы мы договорились влиять совместно», – подчеркнул Медведев.
Тезис о неспособности глобальных институтов управления справиться с финансовым кризисом, прозвучавший на форуме в Петербурге, Медведев повторил на заседании глав государств «большой восьмерки». Как оказалось, здесь у России также есть собственные предложения. «Мы исходим из того, что необходимо развивать валютную систему, – отметил Медведев. – Ситуация с достаточно слабым долларом и сильно укрепившимся евро не устраивает практически никого. Мы должны продвигать идею о превращении рубля в одну из возможных резервных валют». Последний вопрос, который задали президенту, вновь имел отношение к продовольственному кризису. «Какая кухня вам нравится больше всего?» – поинтересовались у Медведева. «Мне нравится хорошая кухня, – улыбнулся в ответ президент. – Главное, чтобы были хорошие продукты, а не генно-модифицированные». Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, как нельзя кстати оказавшийся на саммите, лишь пожал плечами и решительно заявил, что генно-модифицированная пища не вредит здоровью.
Повестка дня саммита для России безоблачна. Многострадального биотоплива страна не производит и нормы Киотского протокола худо-бедно выполняет. Для Медведева куда важнее достойно заявить о себе и выдержать прессинг в ходе двусторонних переговоров с лидерами «восьмерки». Вчера российский лидер дал самую высокую оценку формату саммита: «Мы общаемся неформально, в галстуках и без галстуков, общаемся по именам – это тоже облегчает контакты, не нужно титулы и должности перечислять». Между тем атмосфера, в которой протекали встречи, не всегда была одинакова. Напряженность чувствовалась в общении с премьером Великобритании Гордоном Брауном, и более всего – с хозяином саммита японским премьером Ясуо Фукудой. Несмотря на изначальные обещания японской стороны не говорить о территориальных разногласиях, проблема педалировалась самым решительным образом. «Традиционно японская сторона затронула тему работы над мирным договором, территориального размежевания, – сообщил по итогам переговоров помощник президента Сергей Приходько. – Президент подчеркнул настроенность на терпеливый и спокойный диалог в целях урегулирования этой проблемы». «Существенного продвижения в выходе на взаимоприемлемый вариант не удалось», – скупо констатировал президентский помощник.
Еще до встречи Медведева с Фукудой произошел неприятный инцидент. Официальный представитель МИД Японии Кадзуо Кодама заявил, что никто из представителей «восьмерки» не поддержал предложение «одного из лидеров» о расширении списка стран, входящих в элитный клуб. Некоторые СМИ, в том числе российские, расценили это как личное фиаско Медведева. Между тем под «одним лидером» Кодама вполне мог подразумевать Саркози, который неоднократно высказывался в пользу расширения «восьмерки». В любом случае скандал не добавил теплоты отношениям России и Японии. Совсем другой по характеру получилась встреча с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. По словам Приходько, беседа проходила в «непринужденной, доброй» атмосфере.
Тояко