Сергей Миронов: «А вы, Борис Вячеславович, за какой интернационал?» Борис Грызлов: «А за какой Путин?»
Коллаж Екатерины Саратовой
Вчера единороссы торжественно объявили, что «Единая Россия» вступила в Центристский демократический интернационал. По их мнению, это безусловно означает, что партия наконец получила международное признание.
Глава высшего совета ЕР Борис Грызлов сообщил вчера, что вступление состоялось еще 27 июня в Париже. По его словам, «тот факт, что во главе «Единой России» встал национальный лидер страны премьер-министр Владимир Путин, также сыграл немаловажную роль при принятии российской партии в эту авторитетную международную организацию». Впрочем, уточнил думский спикер, ЕР всегда вела очень активную международную деятельность. У российских медведей, заметил он, есть контакты как минимум с 60 зарубежными партиями. Более того, сказал председатель Госдумы, на каждом съезде «Единой России» количество иностранных делегаций раз от раза становится все больше и больше.
С вступлением ЕР в один из партийных интернационалов поначалу возникла какая-то путаница. Дело в том, что многие партийные функционеры сами не очень хорошо представляли, куда же они записались членами. Ситуация усугубилась и тем, что многие партии, состоящие в Центристском демократическом интернационале, входят одновременно и в Международный демократический союз, который для краткости именуется консервативным интернационалом. Например, партия Сильвио Берлускони «Вперед, Италия!» состоит и там, и там, партия французского президента Николя Саркози «Союз за народное движение» – тоже, германские христианские демократы также значатся в обоих списках. Любопытно, что в Международном демократическом союзе от имени России еще с 2001 года действует «Союз правых сил».
Однако глава думского комитета по международным делам Константин Косачев, который как раз и представлял ЕР на заседании исполкома ЦДИ в Париже, все недоразумения разъяснил. По его словам, ЦДИ был создан в середине 90-х годов прошлого века по инициативе тогдашнего премьер-министра Испании и лидера Народной партии Хосе Мария Оснара. Причем как раз в пику консервативному интернационалу, проповедующему либерализм. Косачев подчеркнул, что первоначально это было международное объединение исключительно христианско-демократических партий Европы и Латинской Америки. «Но потом, сохранив аббревиатуру CDI, они стали называться интернационалом центристских партий», – сказал он «НГ». Движение, заметил Косачев, сразу приобрело широкую популярность, и через какое-то время возникло его азиатско-тихоокеанское отделение, через которое ЕР как раз в ЦДИ и вступило, и африканское. И теперь в Центристском интернационале состоит около 120 партий.
Константин Косачев разъяснил, что в ЦДИ нет никаких кандидатов и никаких наблюдателей, как, например, в Социнтерне, куда как раз тоже на днях вступила «Справедливая Россия». Но свои особенности все-таки есть: ЕР на парижском заседании исполкома получила право войти в ЦДИ, а окончательно она будет зачислена в ряды этой организации осенью текущего года – на заседании исполкома ЦДИ в Мексике. Нужно отметить, кстати, что на ноябрь 2009 года в Камбодже намечен сбор лидеров всех партий, входящих в Центристский демократический интернационал. Единороссы к этому мероприятию готовятся, обещают свое «полномасштабное участие», однако они пока не считают нужным утверждать, что от имени их партии туда поедет сам Владимир Путин.
«Единая Россия» представлена в ряде международных организаций. Пришло время и быть представленной в Консервативном интернационале», – считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. По мнению эксперта, это свидетельство признания «Единой России» как серьезной партии с консервативной идеологией. «Партия серьезно представлена и в федеральном парламенте, и в региональных законодательных собраниях, – убежден политолог, – она доминирует в политической системе страны. И вступление ЕР в эту международную организацию есть признание ее консерватизма в хорошем смысле – ее укорененности или даже традиционности».