Партия Подберезкина хочет объединить всех левых, несмотря на негативный опыт предыдущих попыток.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Существует расхожее мнение, что Россия – страна, где преобладают левые настроения. В известном смысле это действительно так: нет ни одного крупного государственного деятеля, политика, который не сказал бы при случае о социальной справедливости, не посетовал на бедность и незащищенность большей части наших сограждан. Но при этом в России до сих пор нет массовой левой партии современного типа, способной адекватно сформулировать и отстоять интересы подавляющего большинства россиян – тех, кого принято называть трудящимися.
Это не только рабочий класс в традиционном смысле слова, но и интеллигенция, военнослужащие, управленцы, мелкие и средние предприниматели┘ иными словами, все те, чьи доходы зависят от результатов собственного труда.
При этом политических партий, исповедующих различные варианты социалистической идеологии, в России более чем достаточно. Это и КПРФ, и «Справедливая Россия», и «Патриоты России», Партия возрождения России, ну и, конечно, Партия социальной справедливости.
Самая «старая» и известная в этом списке – КПРФ, имеющая наибольшее представительство в Государственной Думе. Компартия – одна из наиболее массовых политических организаций в стране, число ее членов превышает 500 тысяч, местные отделения есть почти в каждом населенном пункте.
Однако КПРФ, при всем уважении к рядовым ее членам и сторонникам, категорически не способна ни адекватно выразить, ни защитить интересы человека труда.
И дело не только в том, что руководство КПРФ давно потеряло всякую связь с реальностью, погрязло в интригах и утратило интерес к классовой борьбе.
Идеологический портрет Коммунистической партии РФ напоминает выцветшие фотографии довоенной поры: все в нем обращено в прошлое, ничто не говорит ни о будущем, ни о настоящем.
Сам факт, что КПРФ считает себя преемницей КПСС (заметьте – не РСДРП, а именно КПСС), постоянно апеллирует к советскому опыту 30–50-х годов, свидетельствует о многом. Так же как и программное положение партии о стремлении возродить власть Советов.
О чем идет речь? Может быть, о Советах рабочих депутатов, стихийно возникавших в промышленных центрах России в ходе революции 1905–1907 годов? Едва ли.
Скорее имеется в виду опыт советской политической системы, с характерной для него «руководящей и направляющей» ролью Коммунистической партии и тотальной имитацией выборов.
Какое отношение все это имеет к реальным проблемам современного россиянина?
Категорический отказ руководства КПРФ критически проанализировать опыт советской эпохи, пересмотреть устоявшиеся идеологические стереотипы и модернизировать партию заставляет сделать вывод об исторической бесперспективности этой политической организации.
Что касается других партий левого толка – Партии возрождения России, «Патриотов России», то мы с сожалением вынуждены констатировать, что, несмотря на усилия их руководства и энтузиазм активистов, этим политическим образованиям так и не удалось дорасти до уровня настоящих партий.
Тому есть множество причин. Здесь и расплывчатость программных требований, дряблость организационной структуры, отсутствие массовых первичных организаций.
Прошедшие в декабре прошлого года выборы в Государственную Думу расставили все точки над i: ни та, ни другая партия не смогли даже приблизиться к 7-процентному барьеру.
Не удалось добиться успеха и нашей партии – Партии социальной справедливости. Не снимая с себя ответственности за организационные и тактические недоработки, мы твердо заявляем, что главной задачей партии в ходе избирательной кампании были разъяснение и популяризация той оригинальной идеологии, выработка которой стала главным результатом нашей работы.
Речь идет о концепции умножения «человеческого капитала», сформулированной лидером ПСС Алексеем Подберезкиным.
Ясное видение перспектив развития страны, четкая постановка цели, детальное понимание путей и методов их достижения – вот что выделяет Партию социальной справедливости из длинного списка политических партий России.
Благодаря этому ПСС продолжает наращивать свою численность в большинстве регионов России. Сегодня партия объединяет свыше 70 тысяч членов в 67 региональных отделениях. Постоянно приходят новые люди, как беспартийные, так и бывшие члены других партий. Несколько региональных отделений Социал-демократической партии России, недавно прекратившей свое существование, целиком влились в ряды ПСС.
Для нас принципиально важно, что целый ряд программных положений нашей партии органично вписался в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России.
Это прежде всего тезис о необходимости перевода страны на ускоренный инновационный путь развития, а также идея приоритетности инвестиций в социальную сферу.
Нельзя не отметить и того обстоятельства, что проводимая новым президентом России Дмитрием Медведевым социально-экономическая политика полностью соответствует программным положениям нашей партии.
Модернизация страны быстро набирает обороты, появились обнадеживающие признаки оздоровления ситуации в здравоохранении, образовании, науке и культуре. Россия возвращает себе утраченный ранее статус великой державы.
Вместе с тем мы вынуждены констатировать, что в стране существуют силы, не заинтересованные в оздоровлении социально-экономической и политической ситуации, сопротивляющиеся прогрессивным преобразованиям.
Мы имеем в виду не только замшелых консерваторов, мечтающих о возрождении сталинизма или оголтелых националистов, помешанных на утопической идее «чистоты русской нации», но и фанатичных неолибералов, ожесточенно сопротивляющихся возрождению российской государственности.
Отечественная элита нуждается в обновлении. России требуются новые идеи, новые люди, свободные от груза преступлений и ошибок прошлого. Такие кадры в нашей партии есть, особенно много их в регионах.
И тем не менее руководство ПСС отдает себе отчет в том, что собственными силами, вне рамок широкого объединения левых и патриотических сил партия не сможет до конца реализовать возможности и творческий потенциал своих членов.
Сегодня в левой части политического спектра существует лишь одна партия, которая набрала «критическую массу», достаточную для того, чтобы стать центром консолидации левых и патриотических сил, адекватно сформулировать и отстоять интересы человека труда – «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ».
Несмотря на то что эта партия создавалась не без помощи «сверху», она доказала свою жизнеспособность, успешно пройдя декабрьские выборы 2007 года (7,74% голосов), целый ряд избирательных кампаний в регионах.
В Государственной Думе появилась боевитая левая фракция, активно отстаивающая интересы рядовых россиян.
О многом говорит и рост числа членов «Справедливой России»: менее чем за два года партии удалось привлечь в свои ряды более 500 тысяч человек.
Для нас – членов Партии социальной справедливости – большое, может быть, решающее значение имеет близость идеологических позиций. Сравнение программных документов двух наших партий показывает совпадение всех основных содержащихся в них идей и предложений. Концепция «нового социализма», взятая на вооружение «Справедливой Россией», встречает поддержку и у большинства членов нашей партии.
Все это побуждает нас обратиться ко всем политическим партиям социалистической, социал-демократической и патриотической ориентации с призывом начать консультации о максимально широком и представительном объединении левых сил на базе партии «Справедливая Россия».
Мы отдаем себе отчет в том, что процесс консолидации левых в современной России не может протекать гладко и безболезненно. Слишком тяжело дались нашему народу переломные 90-е годы, слишком остры раздирающее общество противоречия. Много непонимания, обид, иногда взаимной неприязни накопилось у руководителей и активистов, в том числе и близких по духу политических партий.
Мешает интеграции и негативный опыт нескольких предыдущих попыток объединения левых сил. Особенно памятна неудача, постигшая Народно-патриотический союз России (НПСР) – созданный в 1996 году блок из нескольких десятков партий и движений лево-патриотической ориентации. НПСР, создавался при решающем участии КПРФ под президентские выборы 1996 года, и лидер коммунистов Геннадий Зюганов стал его бессменным председателем.
Но вскоре НПСР, видимо, начал мешать функционерам из Компартии, и они взяли курс на развал блока. Верхушка КПРФ стала усиленно выдавливать с политической арены любых оппонентов Зюганова как в партии, так и в оппозиции в целом. И уже в конце 1998 года КПРФ приняла решение участвовать в думских выборах, без союзников. Фактически это означало демонтаж Народно-патриотического союза России.
За прошедшее десятилетие изменился весь политический ландшафт страны. Сегодня закон исключает создание предвыборных блоков и коалиций. В выборах участвуют только политические партии.
Пришло время определяться: что важнее для нас – руководителей и членов левых политических партий – личные амбиции и местечковый гонор или интересы страны, народа, будущее социалистического движения в России?!
Думаю, ответ очевиден.
Именно поэтому президиум политсовета Партии социальной справедливости принял непростое принципиальное решение: вынести на рассмотрение ближайшего съезда вопрос об объединении нашей партии с партией «Справедливая Россия» при сохранении идеологического, политического и кадрового потенциала ПСС.
Мы призываем всех здравомыслящих сторонников социалистической идеи последовать нашему примеру!