0
2159
Газета Политика Интернет-версия

01.07.2008 00:00:00

В Страсбурге оценят российскую Фемиду

Тэги: суд, страсбург, иск, права, химкомбинат


В недавнем своем расширенном интервью президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что коррупция – это «проблема, которая порождает неверие граждан в возможности государства навести порядок». Действительно, по данным Левада-центра, около 80% наших соотечественников не исключают, что могут пострадать от незаконных действий милиции, прокуратуры и судов, поэтому за правдой россияне все чаще обращаются в Европейский суд по правам человека. Последнее обращение выглядит особенно показательным, так как в Европейский суд обратилась экс-судья российского суда Надежда Костюченко с просьбой о восстановлении справедливости.

О кризисе отечественной судебной системы давно говорят депутаты, политологи, юристы и общественные деятели. Сейчас свое неверие в справедливость суда и законность его решений демонстрируют служители Фемиды. На прошлой неделе Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению жалобу судьи Арбитражного суда Самарской области Надежды Костюченко, полномочия которой были незаконно прекращены в 2006 году. Несмотря на большой опыт работы, благодарности от Высшего арбитражного суда РФ, губернатора Самарской области, региональная квалификационная коллегия судей вменила ей в вину «непрофессионализм», «грубейшее нарушение законодательства» и «неверное оформление процессуальных документов».

История Надежды Костюченко показала ее коллегам по цеху, как не надо принимать решения. Судья поплатилась должностью за то, что в 2005 году, руководствуясь нормами закона, удовлетворила две жалобы химической корпорации «Тольяттиазот». Дело в том, что химкомбинат, вокруг которого продолжает разгораться корпоративный конфликт, в то время испытывал особенно жесткий прессинг рейдеров. Одновременно с этим Росимущество обратилось в суд с требованием отменить приватизационную сделку купли-продажи 6,1-процентного пакета акций «Тольяттиазота», который на конкурсе с инвестиционными условиями в 1996 году был продан другому юридическому лицу. Иск Росимущества удовлетворили, а на 6,1-процентный пакет акций предприятия был наложен арест. Который затем отменила судья Костюченко, исходя из того, что этот пакет акций «Тольяттиазоту» не принадлежал с момента проведения инвестиционного конкурса, то есть как раз с 1996 года.

Впоследствии из обращений Надежды Костюченко к председателю Высшего арбитражного суда РФ Антону Иванову и генеральному прокурору РФ Юрию Чайке станет ясно, что председатель Арбитражного суда Самарской области Николай Новиков настоятельно рекомендовал ей не принимать решений в пользу «Тольяттиазота». Костюченко на сделку с начальством и со своей совестью не пошла. Через некоторое время от председателя самарского арбитража ей поступило предложение уйти с работы. «Оно было сделано, – следует из обращений, – в форме прямого открытого давления и с угрозами в адрес моих детей». Больше того, было сказано, что все телефонные разговоры судьи прослушивались.

Жирную точку в карьере Надежды Костюченко поставила квалификационная коллегия судей Самарской области, которая по представлению Николая Новикова досрочно прекратила ее полномочия. Сама Костюченко в это время находилась в больнице.

А дальше – самое удивительное. В поисках справедливости Костюченко «прошла все этапы национального правосудия вплоть до Верховного суда, но безрезультатно». Зато ее делом заинтересовались в Страсбурге. Учитывая, что с каждым годом европейская инстанция удовлетворяет все больше жалоб российских граждан, шанс у Надежды Костюченко есть. Решение в ее пользу станет знаком для других судей, особенно для тех, кто рассматривает громкие дела и боится противостоять административному ресурсу. А таковых немало, ведь, как заметил президент Центра политических технологий Игорь Бунин, история Надежды Костюченко доказывает, что даже человек, наделенный полномочиями, может быть бессилен перед системой.

«Обращение Костюченко свидетельствует о серьезных проблемах в российском судопроизводстве», – заявил заместитель председателя думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. К тому же он уверен, что в последнее время наметилась тенденция отстранять от судебных процессов «неудобных» судей. Такая попытка была предпринята даже в отношении первого заместителя председателя Высшего арбитражного суда Елены Валявиной, которая также выносила решения в пользу «Тольяттиазота». Известно, что один из чиновников администрации президента просил Валявину об обратном. Лишить сана Елену Валявину, как это сделали в Самаре с Надеждой Костюченко, он, конечно, не мог, но пригрозил ей: «Вам еще переизбираться надо».

Во всей этой истории, несмотря на ее парадоксальность, все-таки есть один плюс. Сам факт, что такие дела становятся достоянием гласности, о них говорят и пишут, свидетельствует, что борьба с коррупцией и создание правового государства, названные президентом Медведевым в числе приоритетных задач, начинают принимать реальные очертания. Главное, чтобы о них не только говорили, но и выводы делали соответствующие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
902
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1121
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1027
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1014

Другие новости