Господин Косачев, судя по всему, знает истинную цену своим высказываниям.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В минувшую субботу Дмитрий Медведев выступил на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске с призывом не допускать политических спекуляций на тему национальных меньшинств в России. Этот призыв не расслышал его коллега, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, покинувший заседание конгресса вместе со всей эстонской делегацией.
Слет финно-угров со всего мира по причине своей скандальности отодвинул на второй план саммит Россия–ЕС, состоявшийся днем ранее во все том же Ханты-Мансийске. В работе конгресса помимо Медведева приняли участие лидеры сразу трех европейских государств – Венгрии, Эстонии и Финляндии. Начало не предвещало никаких неожиданностей. С утра Медведев побеседовал с каждым президентом, что называется, в дружественной и теплой обстановке. Как уверяют представители российской стороны, «колкие» темы, отравляющие отношения с Эстонией или той же Финляндией, не затрагивались. Президент Финляндии Тарья Халонен поприветствовала Медведева на русском языке и пригласила его на концерт тяжелого рока в Финляндии. Российский лидер, являющийся давним поклонником группы Deep Purple, это предложение с благодарностью принял. В разговоре с эстонским президентом Ильвесом Медведев посетовал на редкость встреч и значительное число накопившихся проблем. Ильвес, в свою очередь, предложил воспользоваться шансом, чтобы улучшить отношения. Перед самым началом заседания лидеры четырех государств посетили этническую выставку, насладились звуками шаманских дудок и бубнов, а также побывали внутри настоящего чума.
Тучи сгустились во время выступления российского президента в концертном центре «Югра-классик», где проходил конгресс. Медведев порадовался созданию «благоприятной базы для добрососедства и общения наших народов». Однако тут же подчеркнул, что «это тем более важно с учетом имеющих место политических спекуляций на эту тему». «Как правило, этим занимаются люди с самым поверхностным представлением о жизни финно-угров в нашей стране, – отметил российский лидер. – И при этом скрываются реальные факты ускоренной ассимиляции в некоторых европейских странах». Не остался в долгу и президент Эстонии. Пример дискриминационного обращения с представителем малого народа Ильвес обнаружил, едва взойдя на трибуну.
Как выяснилось, на конгрессе не было переводчика с эстонского языка на русский, поэтому ему пришлось выступать на английском. При этом Ильвес в очередной раз гордо объявил, что он не знает русского языка. Речь эстонского президента оказалась довольно провокационной, особенно если учесть, что прозвучала она в присутствии Медведева. Как подчеркнул Ильвес, сохранение национальной самобытности эстонского народа стало возможным после отделения от Советского Союза. «Мы сделали выбор в пользу свободы и демократии. Многим финно-угорским народам еще предстоит сделать такой выбор», – заявил президент Эстонии.
Конечно, до конфликта на высшем уровне дело дойти не могло, однако выступление эстонского лидера не осталось незамеченным российской делегацией. «Я считаю, что в очередной раз была предпринята попытка политизировать финно-угорский процесс, – заявил глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев. – Пусть и в очень закамуфлированном виде, я почувствовал некие призывы к финно-угорским народам России задуматься о собственном самоопределении». Российский парламентарий также выразил недоумение тем фактом, что Ильвес выступал на английском: «Мне крайне странно, что на Конгрессе финно-угорских народов президент Эстонии не находит для себя возможности выступать на родном языке. Мне кажется, что это просто неуважение к собственному народу».
Страсти продолжали бушевать на следующий день, когда с той же трибуны выступал Косачев. Парламентарий прозрачно намекнул на нерешенность «русского вопроса» в Эстонии. «У России в отличие от новых государств на бывших территориях нашей страны нет необходимости в специальной политике по отношению к различным этносам, – отметил Косачев. – У нас нет проблемы с уживчивостью и добрососедством людей самых разных национальностей». На этой фразе вся эстонская делегация во главе с улыбающимся президентом покинула зал.
По мнению директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова, сама идея общности финно-угорского мира очень уязвима с политической точки зрения. «Одно дело Венгрия, Финляндия и Эстония, где эти народы являются титульными, – отмечает эксперт. – Совсем другое дело Россия, где они являются меньшинством. В принципе ситуация с финно-угорскими народами у нас не такая уж катастрофическая, как это хотят некоторые представить. Они имеют все формы внутреннего самоопределения, свои этнотерриториальные автономии, поддержку в социальной сфере, в сфере образования и культуры. Предложение определяться вплоть до собственного государства – это скрытая форма сепаратизма. Сама Эстония не позволяет определяться русским или малому финно-угорскому меньшинству в Эстонии».
«Политической проблемы, тем более острой, здесь нет, – соглашается старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Константин Воронов. – Это «спящая» проблема, которую, может быть, хотели политизировать наши эстонские партнеры. Роста финно-угорского движения не наблюдается. Особенно если учесть, что наш центр охотно поощряет все национальные центростремительные тенденции, подобно тому, как это происходит в Татарии или Чечне».
Как считает заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов, «этот скандал не может радикально отразиться на российско-эстонских отношениях, поскольку они и сегодня находятся не в самом лучшем состоянии, все еще не оправившись от истории с Бронзовым солдатом». Конечно, нанесен еще один удар по перспективе нормализации отношений между двумя странами, заметил эксперт: «Эстония будет, возможно, препятствовать на уровне Совета ЕС ходу переговоров о новом стратегическом соглашении, будет длительное время тянуть с его ратификацией».