В Екатеринбурге вновь разгорается скандал вокруг останков Николая Второго и его семьи. Первый случился десять лет назад, когда Русская Православная Церковь отказалась признать кости, найденные в Поросенковом логу и торжественно захороненные в Петропавловской крепости, царскими.
Сегодня история повторяется. Все тот же прокурор-криминалист Владимир Соловьев однозначно утверждает, что обнаруженные в 2007 году под Екатеринбургом останки подростка и девушки принадлежат детям последнего русского царя. Ему вторит представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин, который утверждает, что «екатеринбургские останки» принадлежат цесаревичу Алексею и княжне Марии. При этом результаты экспертизы, заметим, будут обнародованы только через месяц.
Чиновники, как федеральные, так и региональные, отчего-то во второй раз решили повторить свои прежние ошибки: результаты экспертизы не представлены, следствие продолжается, а представители правоохранительных органов, нарушая УПК, вовсю комментируют ход следствия. Все это очень похоже на целенаправленную кампанию, цель которой, похоже, побудить экспертов-генетиков принять «правильное» решение.
Между тем президент Центра по расследованию обстоятельств гибели членов Дома Романовых Вадим Винер говорит, что в ходе следствия была допущена масса нарушений, а экспертизу останков сделать крайне сложно, потому что слишком мало материала ДНК. Поэтому, полагает Винер, в деле не может быть явных доказательств того, что найденные в Поросенковом логу останки принадлежат царской семье.
Историк Сергей Беляев публично поставил под сомнение подлинность найденных костей: по его данным, в этом месте захоронили купеческую семью. Вадим Винер также считает, что записка Юровского, от которой отталкиваются все копатели, вовсе не указывает на место захоронения царской семьи. Уникальность ситуации в том, что десять лет назад прокурор Владимир Соловьев сам отказался от проведения экспертизы, а сегодня, утверждает Винер, уже историки не хотят участвовать в этом деле.
Общественность недоумевает: почему инициаторы раскопок, если уж им так хочется найти именно царские кости, не пригласили на эксгумацию судебных медэкспертов? При этом все делается в тайне от общественности. Возможно, чтобы ничего нельзя было ни подтвердить, ни опровергнуть. А потом под шумок захоронить останки и начать стричь с этого купоны, возя сюда иностранных туристов.
Соответственно к очередной круглой дате расстрела венценосной семьи объявляется о торжественном захоронении с отпеванием самыми высокими духовными лицами. Патриарх Алексий Второй, впрочем, отказался ехать в Екатеринбург. Причина понятна: поразительное желание отдельных лиц отметить очередную дату «ударным трудом», то есть поразить воображение необычными достижениями, Церковь не вдохновляет.
Сам подход россиян к своей истории шокирует американцев, которые в это время проводят в лаборатории Лос-Аламоса серьезную генетическую экспертизу останков. Их реакция в изложении Вадима Винера звучит так: «Как начали вы в 1918 году издеваться над своим царем, так и продолжаете».
Сама природа происходящего, думается, восходит к бытующему в России материалистическому представлению о мире. Годы несвободы в России выработали удивительный тип сознания: еще недавно молились Ленину, выставив на обозрение его останки, теперь же с помощью царских костей воспитывают любовь к монархизму. В итоге не считаются ни с живыми, ни с мертвыми, а человеческие останки служат разменной картой в политической, а то и в бизнес-игре.
Есть в этом что-то глубоко языческое, ибо с христианских позиций любая благая цель не оправдывает негожие средства. Да и не принято в верующем обществе беспокоить прах умерших. Забвение этой простой истины приводит к тому, что из года в год страна самозабвенно наступает на одни и те же грабли, раскинутые наиболее активными представителями политической элиты, которой все равно, что написано на ее знаменах: лишь бы рулить процессом да стричь с этого купоны.