Полгода прошло с момента, когда Россия приостановила участие в Договоре об ограничении вооруженных сил в Европе. И сейчас ситуация вокруг ДОВСЕ оценивается не иначе как глубокий системный кризис существующей структуры европейской безопасности и контроля над вооружениями.
Все последние годы жизнеспособность договора поддерживалась только благодаря обмену информацией и проведению инспекций. И наибольшей ценностью для натовской стороны являлась возможность постоянного мониторинга состояния российских Вооруженных сил. Наряду с сохранением для России жестких ограничений на размещение вооружений на собственной территории это и являлось для наших партнеров истинным значением ДОВСЕ как краеугольного камня европейской безопасности. Вот почему сейчас практически на всех уровнях представители альянса призывают Россию отказаться от моратория и возобновить прием инспекций и передачу информации.
Одним из главных камней преткновения является вопрос об отмене, как выразился в 2007 году Владимир Путин, «колониальных» для России положений, касающихся фланговых ограничений. По зафиксированным принципам на своих флангах – в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах, покрывающих практически половину европейской части страны, Россия могла иметь в регулярных войсках всего 1300 танков, 2140 боевых бронированных машин и 1680 артсистем. Такие ограничения давно потеряли смысл. С учетом реальных соотношений в количествах обычных вооружений во фланговой зоне даже существенное увеличение Россией своего потенциала в этом регионе не смогло бы нанести ущерба безопасности ни НАТО, ни отдельным его членам. Достаточно сказать, что нынешние совокупные возможности стран альянса на флангах превышают возможности России в среднем в 5–6 раз.
При этом стабильная и предсказуемая обстановка на северо-западе Европы позволила значительно сократить численность и состав ЛенВО, содержать там минимальное количество военной техники. Но когда в 90-х годах для защиты своей территориальной целостности на Северном Кавказе Россия была вынуждена перебросить ряд подразделений в этот регион, НАТО публично обвинила нас в нарушении обязательств по ДОВСЕ в «связи с превышением фланговых ограничений» и призвала неукоснительно их соблюдать.
Представители альянса постоянно отмечают, что режим фланговых ограничений принципиально важен и является составной частью ДОВСЕ. Поскольку он обеспечивает региональную стабильность и предсказуемость, в определенной степени сдерживает неконтролируемую гонку вооружений, в частности на Кавказе.
Однако эти позиции лишь внешне несовместимы.
15 мая 2008 года в Брюсселе на тот момент начальник Генерального штаба ВС РФ Балуевский высказал идею о возможном компромиссе. Проблема может быть решена несколько парадоксальным путем – за счет охвата фланговым режимом всей территории нашей страны в пределах района применения ДОВСЕ. Правда, пока это еще не официальное предложение со стороны России. Однако со всей ответственностью можно констатировать – это прорывная идея, способная сдвинуть с мертвой точки сегодняшнюю ситуацию с ДОВСЕ.
В случае реализации этой идеи Россия стала бы находиться в равном положении с другими фланговыми государствами, приобретая в рамках договора возможность свободно размещать и перемещать войска на своей собственной территории.
В накладе не останутся и партнеры России по ДОВСЕ. Прежде всего, и это главное, может быть сохранен сам договор как краеугольный камень европейской безопасности. Не только сохранится, но и укрепится фланговый режим за счет существенного (применительно к России – примерно в два раза) расширения его территориального охвата. Кроме того, если сегодня мы можем принимать в нефланговой части своей территории чрезвычайные временные развертывания в количестве 459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем, то при новой схеме речь может идти только о «базовых временных развертываниях» на всей нашей территории, что на 306 танков, 482 ББМ и 280 артсистем меньше. Не сможет Россия и получать квоты вооружений от нефланговых государств (например, Белоруссии или Казахстана). Возможно, предметом договоренности могли бы стать и зафиксированные в Соглашении об адаптации механизмы транспарентности в отношении российской части флангового района. А главное – будет сохранена стабильность и предсказуемость на Кавказе.
При наличии надлежащей политической воли имеются реальные шансы на то, чтобы в достаточно сжатые сроки выйти на взаимоприемлемые «развязки». Российская Федерация к такой работе готова. Однако если этот процесс будет растягиваться до бесконечности, можно предположить, что реанимировать ныне умирающий ДОВСЕ не удастся.