Президент Чечни Рамзан Кадыров определился со своими кинематографическими пристрастиями. По словам чеченского лидера, его любимым фильмом является «происходящее в настоящее время в Чечне возрождение экономики, социальной сферы и культуры».
«Я могу с уверенностью заявить, что люблю днем и ночью наблюдать, – подчеркнул Кадыров, – какие грандиозные процессы, связанные с возрождением, происходят в Чечне». О возрождении глава республики говорил в пятницу, после церемонии открытия кинофестиваля «Ноев ковчег». В мероприятии приняли участие российские актеры Лариса Гузеева и Никита Джигурда, а также их американские коллеги Марк Дакаскос и Арманд Ассанте.
В то время как гости вышагивали по ковровой дорожке в Грозном, в селе Беной-Ведено Ножай-Юртовского района Чечни хоронили погибших в результате рейда на этот населенный пункт банды боевиков. Группа боевиков, кстати, насчитывала около 60 человек, то есть даже больше, чем всего «шайтанов бродят по горам Чечни», если верить тому же Рамзану Кадырову. Примечательно, что бандиты беспрепятственно вошли в село около полуночи 12 июня, то есть в День России, когда все силовые структуры республики были переведены на усиленный режим службы. Погибли два человека, несколько домов, в которых жили милиционеры, сожжено. Поиски бандгруппы, как водится, результатов не дали.
Таких крупных бандитских рейдов на Северном Кавказе не фиксировалось уже давно. 22 июня (также в знаковый для России день) 2004 года отряд Шамиля Басаева численностью в 200 бойцов совершил кровавый бросок на Назрань, а осенью 2005 года сепаратисты атаковали Нальчик. В самой Чечне последний раз крупное бандформирование (до 100 человек) было отмечено в августе 2004 года, когда отряд под командованием Резвана Читигова по кличке Американец вошел в село Автуры и двое суток удерживал его.
Получается, что с тех пор боевики нисколько не ослабли, раз способны сформировать столь крупный отряд. И все это происходит, несмотря на заявления Рамзана Кадырова о том, что местные силы правопорядка способны самостоятельно обеспечить борьбу с террористами. И, кстати, на фоне постоянных утверждений местных и федеральных властей и переходе Чечни «на мирные рельсы».
Действительно, в Грозном появляются фонтаны, строятся парки отдыха и открываются кинофестивали, а в Гудермесе проводятся регулярные скачки на призы президента Чечни. В горах же, в отдаленных районах – совсем иная и не слишком «цветастая» жизнь, в результате которой молодежь уходит к боевикам, что признают военные. Получается, что две жизни – мирная и военная – идут параллельно и не пересекаются. Кстати, на официальном сайте президента и правительства Чечни о событиях в Беной-Ведено – ни слова. Зато подробно рассказано о фестивале «Ноев ковчег». И о том, что «братья Ямадаевы – черное пятно на теле Российской армии».
Заметим, что накануне рейда боевиков на Беной-Ведено в Гудермесе прошел санкционированный митинг протеста против батальона «Восток» ГРУ Минобороны РФ. Акция организована депутатом Народного собрания Чечни, экс-министром обороны Ичкерии Магомедом Хамбиевым. Более тысячи человек с транспарантами «Ямадаевы, верните наших сыновей» и «Ямадаевы – враги нашего народа» пришли к базе батальона «Восток». Причем митинг по странному стечению обстоятельств произошел сразу же после заявления Минобороны о том, что батальоны «Запад» и «Восток» не будут расформированы и останутся в Чечне.
Может, и останутся. Вот только вместо того, чтобы преследовать боевиков, похоже, оба батальона пока заперты на своих базах.